Создатели русского военного флота

 «Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой науки и техники.  С давних времен славились русские мореплаватели. Древний русский флот плавал не только по Черному морю. Русские мореходы бывали на Средиземном, Каспийском морях, так же плавали по Белому морю и Ледовитому океану. Каким же был в то время русский флот? Это были «скедии» — легкие суда, построенные на скорую руку. Для более продолжительного речного плавания служили в Киевской Руси струги, чаще всего плоскодонные; для морского — ладьи или набойные лодки, сделанные из досок. 

Благодаря исключительной смелости и мужеству мореходов этот флот с успехом совершал далекие плавания. Иностранцы не могли не признать могущества древнего русского флота. Английский морской писатель Джейн в книге «Русский флот в прошлом, настоящем и в будущем» пишет: «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях. Тысячу лет тому назад первейшими моряками своего времени были они — русские».

Татарское иго отрезало Русь от южных морей. Выхода в Балтийское море Россия также не имела. Но после свержения татарского ига русское кораблестроение постепенно стало возрождаться.

В 1667 году был построен первый мощный военный корабль «Орел». Предназначался он для охраны торгового пути в Персию. Однако вскоре корабль был сожжен в Астрахани войсками Степана Разина.

Необходимость иметь свой мощный флот очень хорошо понимал Петр I. Много времени и энергии было уделено в петровские времена созданию военного флота. Начал Петр с постройки в Воронеже в 1696 году галерной флотилии для военного похода на Азов, занятый в то время турками. Тысячи плотников были согнаны со всего государства на Воронежские верфи. Сам Петр с топором в руках участвовал в строительстве кораблей, давая попутно указания плотникам и мастеровым.  Он заложил основу русскому флоту, он же повел этот флот к победе. Он был первым корабельным инженером и первым адмиралом России.

Всего для Азовского флота при Петре было построено 67 линейных кораблей и фрегатов, почти столько же галер, брандеров и тысячи бригантин и шняв.

Близкими соратниками Петра I были талантливые корабельные мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. В отсутствие Петра они умело руководили постройкой Воронежского флота и, в частности, флагманского корабля «Предесцинация», или «Божье Предвидение». 58-пушечиый флагманский корабль «Предесцинация» был наиболее совершенным судном своего времени. Для устойчивости русские мастера оборудовали его особым выдвижным килем. Только через полстолетие киль подобной конструкции применили за границей. Заключив мир с Турцией, Петр перенес внимание на Балтийское море. Созданный Петром мощный флот помог овладеть Балтикой. В трех знаменитых сражениях, навсегда вошедших в историю морских битв, — у полуострова Гангут, в Гренгамском заливе и между островами Эзель и Готланд — русский флот одержал полную победу над шведским. Западная Европа вынуждена была признать Россию великой морской державой.

Ушли в прошлое деревянные фрегаты и бригантины. На смену им явились железные военные корабли. Многих выдающихся строителей военного флота дала Россия. Навсегда вошли в историю техники имена трех великих кораблестроителей: Петра Акиндиновича Титова, работавшего в XIX веке, советского академика Алексея Николаевича Крылова—крупнейшего специалиста корабельного дела, основателя теории непотопляемости судна, и имя боевого адмирала России Степана Осиповича Макарова. Их вклад в историю отечественного кораблестроения оказал в то же время огромное влияние на развитие кораблестроения за рубежом.

Петр Титов, сын пароходного машиниста, не имевший систематического образования, силою исключительных своих способностей стал ведущим судостроителем своего времени, крупнейшим авторитетом для судостроителей не только России, но и Запада.

В восьмидесятые годы прошлого столетия, когда развернулось творчество Титова, Россия начала строить корабли уже не из железа, а из стали. Дело это было совершенно новым. Сколько умения, изобретательности, истинного технического новаторства было вложено Петром Акиндиновичем Титовым в создание стальных кораблей «Витязь», «Рында» и других!

Весь комплекс постройки огромного боевого корабля был так оригинален, принятые решения столь просты и смелы, что все это поражало даже наиболее опытных строителей. Даже такие широко распространенные работы, как склепка листов, чеканка швов, сверление и зенковка отверстий, производились по указанию Титова новаторскими приемами. Известный французский инженер академик де Бюсси, посетив однажды строительство крейсера «Наварин», которым руководил Титов, вынужден был признаться: «Я сорок восемь лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке». Интересен творческий путь Петра Титова. Он сооружал первые подводные лодки, первые броненосцы, руководил ответственными и сложнейшими работами по реконструкции и восстановлению судов, везде внося свое, новое.

На закрытом конкурсе по составлению проекта броненосцев Титов с в 1892 году опередил всех дипломированных инженеров.

Из десятков проектов броненосцев, поступивших на конкурс, первые две премии получили корабли под девизом: «Непобедимый» и «Кремль». Когда техническая комиссия вскрыла конверты, чтобы узнать, кто конструктор этих замечательных судов, она была поражена: под обоими проектами стояло имя Петра Акиндиновича Титова. Насколько далеко вперед шагнуло за эти годы русское судостроение, можно судить хотя бы по тому огромнейшему вниманию, которое уделяли ему за рубежом.  Как-то на одном из заводов Германии производилась разборка старых судов, закупленных на слом. Дирекции завода были даны указания немедленно сообщать о всех конструктивных новинках, встречающихся при разборке. Долго на все запросы адмиралтейства поступал с завода один ответ: «Нет ничего особенного».

Лишь когда в разборку поступил старый русский крейсер, дирекция завода взволновалась: крейсер был построен оригинально. Конструкция его не походила на суда западной постройки.  Срочно вызванная телеграммой, на завод прибыла техническая комиссия. Десять дней она изучала русскую конструкцию, копируя и заимствуя технические новшества со старого, уже списанного на слом, крейсера.

Крупнейшие нововведения в строительство судов внес И. Г. Бубнов, любимый ученик знаменитого А. Н. Крылова. В 1898 году профессор Бубнов, автор общеизвестного курса по строительной механике корабля, разработал продольную систему постройки судов. Эта система, значительно ускорившая строительство кораблей, была позже заимствована зарубежным кораблестроителем Ишервудом и несправедливо носит до сих пор название «системы Ишервуда», хотя она имеет все о основания именоваться «системой Бубнова». В 1908 году профессор С. Бубнов предложил устанавливать на кораблях переборки с гофрированной обшивкой, дающие значительную экономию в весе корабля, не уменьшая при этом его прочности. Выпуская в 1946 году танкеры с такими переборками, американские судозаводчики приписали эту конструкцию себе.

Нет в мире ни одного судостроителя, которому не было бы знакомо имя другого великого русского кораблестроителя — Алексея Николаевича Крылова. Глубокое проникновение в теорию сочеталось у Крылова с исключительной способностью применять теоретические исследования для решения насущных задач.

Впервые в мире Крылов наиболее полно исследовал качку корабля. Работы великого ученого объяснили, почему корабль хорошо или плохо держится на волнах, как он должен быть рассчитан.

За свое исследование Крылов получил в 1898 году золотую медаль Общества корабельных инженеров. Во всех судостроительных школах мира был введен курс качки корабля, в основу которого были положены труды русского ученого.

Крылов сделал практические выводы из своего теоретического исследования. Им был разработан проект специального успокоителя парохода при качке — особый жироскопический прибор, использующий свойство волчка сохранять свое положение. Этот Прибор на много лет опередил систему жироскопа, предложенную американцем Сперри.

Крылов исследовал явление вибрации судна от работающих на нем двигателей и первый указал на причину вибрации — известное теперь явление резонанса. Дело в том, что металлический остов корабля можно уподобить огромному камертону со своим периодом колебаний. Толчки двигателя могут совпадать с периодом колебаний корабля, тогда вибрация его колоссально увеличивается. Пребывание на корабле становится невыносимым. Такие колебания разрушающе действуют на судно.

Найдя причину вибрации, Крылов указал и способы ее уничтожения. «Вибрация судов» — наука, обязанная своим возникновением А. Н. Крылову. Но самым крупным и смелым исследованием русского ученого явилось изучение остойчивости и непотопляемости корабля, проведенное совместно с адмиралом Макаровым.

До введения в жизнь предложения русских кораблестроителей, поврежденный корабль сначала накренялся в сторону пробоины, а затем под действием даже слабой качки и вовсе переворачивался килем вверх, так как остойчивость его на воде резко нарушалась. Именно так погиб в 1912 году океанский пароход «Титаник», наскочивший ночью на ледяную глыбу.

Следуя указаниям Крылова и Макарова, кораблестроители разбивают корпуса военных, пассажирских и грузовых кораблей на несколько водонепроницаемых отсеков. В случае повреждения судна вода, вливаясь сквозь пробоину, заполняет не весь трюм парохода, а только один или несколько его отсеков. Крылов предложил крайне смелую, но в то же время крайне простую вещь —  искусственно затоплять отдельные отсеки поврежденного судна. Внешне это выглядит неправдоподобно. Зачем дополнительно затоплять корабль, в который и без того сквозь пробоину ворвалась вода. Однако смелая идея имела под собой реальное основание.

Затопляя посредством системы труб и клапанов отсеки, противоположные тем, которые получили пробоину, можно выровнять судно, и, хотя оно несколько глубже будет сидеть в воде, но зато вновь приобретет остойчивость.

Будучи главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета, Алексей Николаевич Крылов на протяжении нескольких лет перед первой мировой войной возглавлял кораблестроение в России.

Именно в те годы по своим военно-морским и техническим качествам наш военный флот занял одно из ведущих мест в мире. За немногие годы руководства строительством русскою флота Крылов поднял его на необычайную высоту, опередив на много лет все заграничное судостроение.

Огромен вклад нашей родины и в строительство подводного флота. Свыше двух веков тому назад в России был сделан первый проект подводной лодки. Одобренный Петром I, он был осуществлен в виде опытного образца. В 171 9 году крестьянин подмосковного села Покровское Eфим Никонов предложил построить судно, которое может идти в воде «потаенно и подойти под военный корабль под самое дно». Было это за 65 лет до американца Бушнель, которому приписывают за границей идею создания первой в мире подлодки для военных целей. Никонов подал челобитную Петру I и был после этого вызван в Петербург. Побеседовав с изобретателем, Петр предложил ему изготовить опытную модель и испытать ее. Осенью 1720 года состоялось испытание модели первой в мире подводной лодки. Она прекрасно держалась на воде, погружалась на желаемую глубину и легко двигалась под водой. Решено было строить «потаенное огненное судно нормального размера.

Два года строилось оно под руководством талантливого самоучки. Из дерева, обшитого кожей, был изготовлен на Галерном дворе в Петербурге корпус первой подводной лодки. В 1724 год у в присутствии Петра «потаенное судно» начали спускать в воду, однако во время спуска его повредили. Испытание пришлось отложить.

Смерть Никонова не позволила довести это значительное изобретение до конца. О судьбе его подводной лодки ничего не известно. Но идея его не заглохла.

В центральном военно-историческом архиве в Москве был найден интересный документ, относящийся к 1829 году. Это «Дело по просьбе содержавшегося в Санкт — Петербургской крепости минского дворянина Чарновского об испытании изобретенного им подводного судна». Из документов, находящихся в этом деле, можно установить, что проект Чарновского, являвшийся передовым для своего времени, был разработан весьма подробно.

Изобретатель еще в те далекие годы создал ряд принципиальных положений, которые приняты на современных подлодках. Так, Чарновским была разработана наиболее рациональная форма подводного корабля, испытывающая при движении наименьшее сопротивление воды, — цилиндр с усеченными конусами по концам.

Почти через сто лет после Никонова, в 1834 году, по проекту генерала русской армии Александра Андреевича Шильдера была построена и опробована подводная лодка водоизмещением в 1 000 пудов. Матросы гребли специальными веслами, устроенными наподобие гусиных лап, и лодка двигалась. Лодка имела две башни с люками. Первый перископ с отражательными стеклами, специальная труба для забора свежего воздуха с поверхности, гири для всплытия и погружения лодки указывают на детальную ее разработку.

Со временем подводные лодки принимали постепенно все более современный облик.

Изобретатель Иван Федорович Александровский двадцать пять лет работал над проектом интереснейшего подводного судна, приводимого в движение сжатым воздухом, запасенным в особых резервуарах. По его проекту была построена лодка значительного водоизмещения, на которую впервые назначили специальную военную команду из 23 человек под руководством капитана 1-го ранга Андреева. Это была первая подлодка, действовавшая с помощью сжатого воздуха.

Еще через несколько лет в России была построена по проекту инженера Джевецкого первая в мире подлодка с электрическим двигателем. Электромотор мощностью в одну лошадиную силу питался от огромной аккумуляторной батареи. Заряда ее хватало на два часа — за это время лодка могла пройти под водой около 14 километров.

Русским принадлежит первенство на создание подлодки с электродвигателем, на изобретение боевой рубки, отделенной от корпуса подлодки, и ряда других существенных нововведений в конструкции лодки. В 1889 году молодой инженер Апостолов предложил строить подводные корабли с водонепроницаемыми переборками.

В 1908 году русские подводники открыли целую эпоху в строительстве мирового подводного флота: на подлодке «Минога» впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания.

Боевая деятельность наших подводников в годы Великой Отечественной войны наглядно раскрыла перед всем миром достижения советского подводного флота.

Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С.270-280.