Что не так с мультиками для самых маленьких? Психолог о моментах, которые не видят родители

Предлагаем читателям хороший анализ психологом детских мультфильмов. Известно, что многое родители до конца не понимают, что мультфильмы — не просто развлечение для ребенка. Они (как и все, что ребенок видит и слышит) впечатываются в его психику и неявно направляют его поведение. Поэтому необходимо ответственно относиться к любому времяпровождению своего ребенка. Иначе полученные — часто весьма негативные — установки потом неожиданно и неприятно «аукнутся» в его дальнейшей жизни и в его отношениях с самими родителями.

Когда родителям нужно заняться своими делами, на помощь приходят мультики. Но все ли они подходят детям, учат ли доброму, светлому, вечному? Детский психолог с 25-летним опытом Ольга Никитина проанализировала три популярных мультсериала для малышей: «Маша и Медведь», «Школа кролика Бобо» и «Малышарики» (несколько лет подряд они входят в число самых рейтинговых). Выслушав доводы психолога, вы научитесь легко определять для себя, какие мультики можно показывать ребенку, а какие — нет.

Для начала специалист напомнила родителям: важно, чтобы мультфильмы вошли в жизнь ребенка не раньше 3 лет.

— До этого возраста детям в принципе вредно смотреть видеоматериалы, поскольку основное развитие идет за счет деятельности и коммуникации. Все, что видит ребенок на экране до 3 лет, — бесполезно, если не сказать плохо. Выбирать надо только качественные мультики, и под качеством понимается не виртуозно созданная анимация:

— Недавно прочла интересную мысль. Мы любим высокий уровень прорисовки в отечественных мультфильмах, потому что мы — взрослые. А детям нет до этого дела. Они живут чувствами. И могут сопереживать герою, даже если он прорисован абсолютно схематично. Качество — это скорее о том, когда в мультике есть разумный сюжет, максимально приближенный к жизни. То есть мультик должен быть со смыслом, уместными фразами или поведением героев — чтобы у малышей не возникал диссонанс между мультяшной и объективной реальностью. «Школа кролика Бобо»: добрый сюжет и овца размером с лошадь. Этот мультик горячо любим молодыми мамами. Его выбирают в качестве полезной «развивашки» для самых маленьких.

Ольга Никитина посмотрела несколько серий. Общее впечатление — положительное. — Мультфильм добрый, в нем хорошая подача материала. Песенки легко запоминаются, поэтому приготовьтесь, что ребенок будет их напевать целыми днями. Если со смыслами в мультике все в порядке, то к внешнему виду героев есть вопросы. И дело здесь не в разности вкусов. Образ персонажей далек от реальных прототипов, поэтому детям сложно будет понять, как они выглядят в реальности. Для развивающего материала это не очень хорошо.

— Изображения животных своеобразные. Кролик почему-то в футболке, но без штанов и в очках. Вид такой, что даже сразу и не скажешь: перед вами — кролик. Овца почти не отличается по размеру от лошади, а у кошки глаза прорисованы, словно она — человек.

Ольга Никитина считает, что в целом это неплохой выбор для просмотра. С одной оговоркой: детям можно давать уже более сложный материал.

— Повторюсь: я не сторонник того, чтобы малыши до 3 лет смотрели мультики, а после этого возраста, мне кажется, показывать «Школу кролика Бобо» уже поздновато. Выбор за родителями. «Малышарики» учат очень многому и в легкой форме. По поводу этого сериала отзывы у психолога исключительно положительные.

— Дети 3−4 лет способны полностью понять то, о чем рассказывается в мультике, и усвоить тему. Следовательно, смогут использовать полученные знания в повседневной жизни. Главные достоинства сериала — умеренность во времени и уместность выбранного материала. Серии длятся по 5 минут, ребенок способен удержать внимание от начала и до конца. Следовательно, сможет полностью усвоить информацию. Мультфильм знакомит малыша с предметами, явлениями, цветами, эмоциями, правилами поведения, учит защищать свои границы (что очень важно), уважению к окружающим и очень много чему еще.

При просмотре Ольга Никитина подметила «фишки», которые используют в работе с детьми психологи и педагоги. Вот некоторые их них:

— В мультике много «Я-сообщений». Такой способ общения формирует у ребенка ответственность за свои слова и поступки, вытесняет желание обвинить других в своих несчастьях.

— Полезная информация часто подается через действия и ситуации, с которыми малыш сталкивается в повседневной жизни — умывание, зарядка, подъем и засыпание, погода, игры. Это заметно облегчает усвоение материала.

— Описание вещей, природных явлений и всего остального, о чем говорится в мультфильме, кажется очень реалистичным и при этом легким для понимания.

— Скорость мелькания картинок на экране и цветовая гамма подобраны с расчетом на восприятие детей маленького возраста, что также позволяет лучше понять материал.

«Маша и медведь»: в чем недостаток? Этот мультик Ольга Никита считает очень неоднозначным. Многие дети и даже родители смотрят его, как зачарованные, а коллеги-психологи часто ругают. Эксперт объясняет почему. ⠀

— Психологи призваны давать оценки детскому контенту, в том числе указывая на нюансы, которые незаметны широкому кругу зрителей. И по поводу «Маши и Медведя» есть один большой нюанс. После просмотра дети могут сделать неправильный вывод: «Запреты не действуют, нарушай их безнаказанно».

Прочитав эти строки, родителям не надо скептически усмехаться, мол, да ладно вам, не будьте ханжой, главное, что мультик очень веселый и радостный. По поводу радости никто не спорит, ее здесь в избытке. Но взрослые должны понимать: если они воспринимают мультик как милую шутку, то дети смотрят на него иначе. Увиденное для малыша — это реальность. Он запоминает то, что «работает», и начинает повторять.

— Детская жизнь во многом состоит из запретов. И каждый ребенок хочет эти запреты нарушать (не мыться, не ходить в садик, не слушаться родителей и т.д.). Воспитательный контекст как раз должен показывать, к чему игнорирование запретов может привести. К сожалению, весьма многочисленные нарушения социальных норм, которые допускает Маша, получают в мультфильме положительное подкрепление. В этом и состоит большое «не так» этого мультика. Психолог перечисляет моменты, которые ее настораживают:

— Ребенок выступает как потребитель. Маша не проявляет заботу, не дает, а только берет, подчас не выказывая благодарности. ⠀

— Маша принижает авторитет взрослого, который заботится о ней. Иногда девочка пинает Медведя, часто и довольно жестко подшучивает над ним, почти никогда не слушается.

— Ребенок проявляет только однобокие эмоции: интерес, удивление, забава. И почти не проявляет любви, сочувствия, переживания боли: ни по отношению к себе, ни по отношению к близким. ⠀

— Маша никому ничего не должна. Она веселая и всегда выходит победителем. А тот, кто заботится о ней, переживает, почему-то часто оказывается в дураках.

Многие родители часто сравнивают «Машу и Медведя» с легендарным «Ну, погоди!». Например, говорят: «Волк тоже вызывает у многих симпатию, а он — тот еще хулиган». Но с этим мультиком в плане воспитания как раз все хорошо. В «Ну, погоди!» нарушения запретов приводят к плачевным результатам, поясняет эксперт. И в этом смысле мультфильм работает на снижение у ребенка желания что-то нарушить. В «Маше и Медведе» такого четкого посыла нет. Сквозь серии красной нитью проходит мысль: «Мир — интересное место, где ты — главная. Что бы ты ни делала, как бы себя ни проявляла и как бы ни обращалась с окружающими и близкими, с тобой все будет хорошо!» Но мы-то с вами знаем, что это далеко не так и что в жизни у всего есть последствия. Хотя воспитательная функция мультика хромает, специалист считает, что его можно смотреть, «соблюдая дозировку».

— Мультфильм нравится детям, это говорит о том, что сделан он очень грамотно, с учетом особенностей детского восприятия. Здесь много действий, картинки меняются, внимание не застревает, нет нравоучений, героиня очень веселая, и в целом у нее очень насыщенная жизнь. Если надо развлечь загрустившего ребенка, то «Маша и Медведь» с этой задачей легко справится. Только родителям придется все равно потратить время на совместный просмотр и выступить в роли комментатора: объяснять малышу, что Маша — это Маша, она милая, но она часто бывает неправа и брать с нее пример не надо.

Ольга Никитина напоминает родителям еще вот о чем: современная мультиндустрия богата на премьеры, но очень часто она поставлена на коммерческие рельсы. А различные комиссии по допуску продукта на экраны работают сегодня более лояльно, чем в прежние времена. Если родители заботятся о психологическом комфорте ребенка, то в роли критиков придется выступить им самим. ⠀

— Найдите несколько минут, посмотрите вдумчиво пару серий того мультика, который любит ваш ребенок. И вы сможете понять, почувствовать, хотите ли вы показывать его дальше, не обернется ли он во вред. Выбор психолога: мультики и фильмы о дружбе. Если у вас сейчас нет времени на то, чтобы искать ребенку подходящий репертуар, воспользуйтесь подборкой, которую составила Ольга Никитина.

Мультфильмы о дружбе:

«Приключения кота Леопольда», «Приключения поросенка Фунтика», «В стране ловушек», «Чебурашка и крокодил Гена», «Серая шейка», «Цветик-семицветик», «Про больших и маленьких», «Золотая антилопа», «Друзья-товарищи», «Котенок по имени Гав», «Самый большой друг», «38 попугаев», «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Давай дружить», «Варежка», «Крошка Енот», «Приключения Нильса с дикими гусями», «Конек-горбунок».

Фильмы о детской дружбе: ⠀

Для детей 7−10 лет: «Приключения Петрова и Васечкина», «Мост в Терабитию», «Пеппи Длинный чулок», «Боба и слон», «Арабелла — дочь пирата». ⠀

Для 10−13 лет: «Дневник слабака», «Чудо», «Инопланетянин», «Замок в Испании», «Джуманджи», «Сорванец», «Останься со мной», «Великан», «Таинственный сад». «Привет, Джули!», «Гостья из будущего», «Где ты, Багира?», «Потапов, к доске!», «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна», «Кортик», «Бронзовая птица», «Чудак из 5 „Б“». ⠀

Для подростков 13+ лет: «Большой», «Короли лета», «Мад», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо быть тихоней», «Клуб „Завтрак”».

https://rebenok.by/articles/stature/study/29047-lyubimy-multik-neznachit-polezny-psikholog-opopulyarnykh-multserialakh-dlya-malyshei.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com