Лишить детей детства, но сделать из них гениев

Ситуация с Алисой Тепляковой, поступившей в МГУ в 8 лет, до сих пор вызывает в сети бурные обсуждения. Судя по всему, львиная доля комментаторов ничего хорошего здесь не видят. Вот типичная заметка на эту тему, к которой мы добавим свой комментарий.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был особенным, в смысле выделялся способностями среди других детей. В принципе, это нормальная хотелка. А не очень нормально, когда то желание превращается в настоящую гонку с искусственными барьерами и испытаниями для воспитания силы характера (пятилетку за 1 год).

Кто-то быстро понимает, что его ребенок самый обычный. Ну, может быть рисует стрекозу чуть лучше или таблицу умножения выучил по кубикам с буквами, но не более.

А у некоторых смирение с «обычностью» наступает гораздо позднее. Или вообще не наступает.

— Я развиваю своего ребенка. Он у меня ходит на кружок основ тригонометрии и кибернетики, хотя только вчера пошел в школу. А еще он выучил таблицу умножения на 37 и знает 6 иностранных языков.

— А зачем?

— Как зачем? Чтобы был самый умный, чтобы раньше закончил школу, чтобы потом получил хорошую профессию.

У нас частенько пишут про детей вундеркиндов, которые с малых лет выдают такое, что даже не верится. Действительно, большая работа родителей, чтобы дети смогли полностью реализовать свои таланты.

Но, честно говоря, я не понимаю один момент — зачем вундеркинды и гении заканчивают школу на несколько лет раньше?

— Они всё там изучили. Зачем им сидеть в школе? — таков логичный ответ с вопросом.

Но ведь из школы они автоматически попадают во взрослую жизнь. Либо ты школьник, либо ты взрослый. А во взрослой жизни не только пряники, там всё больше кнутов и прочих плёток.

Как-то по ТВ был сериал «Папины дочки». Там был персонаж Галина Сергеевна, которая перешагнула через несколько классов. В сериале неплохо показали, что ребенку нужно общение со сверстниками, а не с теми, кто старше его на несколько лет. Это во взрослой жизни 4-5 лет не играет никакой роли, а в детстве даже тот, кто старше на 1 год, это уже «старшак», с которым не каждый сможет найти общий язык.

Но ведь можно гению развиваются не вверх, а в ширину. Можно также ходить в школу, но при этом совершенно необязательно показательно закачивать школу раньше всех. Самый умный, но среди своих. Мне кажется, этого достаточно.

Не было детства

Есть такое выражение. Его часто употребляют в ситуациях, когда хотят показать, что хоть ребенок и молодец, но кое-чего у него не было, что как бы может сказаться в дальнейшем.

— Вот у нас было детство! — так говорят те, кто большую часть детства провел на улице.

В нашем обществе это как некое мерило «правильного детства».

— А эти все дома за компьютерами сидят и на улицу не выходят!

После такого предложения еще полагается покачать головой и поцокать языком.

Так некогда им на улицу выходить. За компьютером они не сидят, а учатся за ним. Может быть, и рады на улице побегать, но ведь они гении. Им нужно либо симфонию сочинять, либо решать уравнение Лаперуза-Галлета с восемью неизвестными.

— На сегодня тебе еще три олимпиады, четыре репетитора и сочинение на тему «Мое отношение к Му-му» (учительница задала).

А нужно ли детство?

Действительно, зачтутся ли потом в будущем эти сотни набеганных километров, десятки разбитых коленок, игрища на грани запрещенного с друзьями?

Нужно ли превращать ребенка в ходячую Википедию со встроенным калькулятором, который умеет перемножать в уме трехзначные числа?

Жил-был ведь Михайло Ломоносов, он сначала жизнь прочувствовал, настоящим мужиком стал, а потом уже в юные 19 лет отправился учиться. И нормально — гений, он и в северной деревне гений.

Смеялись только над ним малолетние одноклассники.

***

Можно было бы еще рассмотреть эту гениальность, которую зачастую заменяют обычным натаскиванием.

— Моя Вася знает 169 стран со столицами. А ведь ей всего 4 года.

Поздравляем. У Васи хорошая память, Василиса наверняка будет легко запоминать информацию. Но гений ли она?

— Мой Гоча умножает в уме трехзначные цифры.

— Молодец. Но давайте не будем переводить его из третьего класса в седьмой, он в диктанте не все буквы угадал.

Гений во всем

Бывает ли такое? Мне кажется, таких за всю мировую историю единицы.

Вундеркинды есть. Они 2-3 экзамена на ЕГЭ сдают на 100 баллов. Хорошие дети. И получают они эти баллы в своем возрасте. А ведь это очень важно — в своем возрасте. Это значит, что они бежали быстрее всех, но вместе со всеми. Просто они чуть умнее, чуть старательнее, чуть усерднее, чуть ответственнее.

А гениальность — это такое понятие, которое ничем не измерить.

Эйнштейн гений? Да, но отличником он не был.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/newteacher/lishit-detei-detstva-no-sdelat-iz-nih-geniev-6177a35ea89e99450b4442c1

Наш комментарий

Практически у всех, кто рассуждает на эту тему, одни и те же доводы, причем, совершенно верные. Давайте их систематизируем:

1) Как правило, ребенок, именуемый «вундеркиндом», оказывается в конце концов отнюдь не гением, а просто обладающим хорошей памятью, ну и, конечно, неплохой способностью соображать, Подчеркнем – неплохой, но не выдающейся.

2) Развивать детей надо, конечно, но не до фанатизма. Чем ребенок младше, тем ему нужнее то, что  называют «социализацией», — то есть постепенным погружением   не в книги, а в жизнь. Ему нужно (обязательно!) полноценное общение со сверстниками. Именно там он начинает понимать людей и самого себя; учиться основам коммуникации. Ему нужны игры, самые разные. В маленьком возрасте – обязательно ролевые (про это давным-давно говорят психологи); в более старшем – командные, подвижные, где дети и получают нужную физическую нагрузку, и, опять же, учатся взаимодействовать с другими, в том числе, в команде. Ему нужно активно участвовать в жизни семьи, близких родственников, — выполняя часть работы по дому, учась ответственности и долгу, состраданию и помощи.

3) Совершенно ни к чему опережать школу, то есть раньше переходить из класса в класс. Во-первых, по вышеуказанным причинам. Во-вторых, — это попросту ничего не дает. Ведь у ребенка (и у его родителей) всегда есть возможность развивать его дополнительно к школьному курсу. Но, опять же, не до фанатизма – см. предыдущие пункты.

4) Чисто практический момент: что будет делать такой ребенок, если его насильственно «вытолкнуть» из школы, а потом из вуза в совсем юном возрасте? Кто его возьмет на работу, если он только напичкан разнородной информацией, но, опять же, не знает и не понимает массы вещей, нужных во взрослой жизни?

Слава Богу, большинство людей в нашей стране все это понимают. И только жалеют несчастных детей Тепляковых, ставших жертвами родительских амбиций. Все заметили, что никакой Алиса не вундеркинд, просто «натасканная» девочка, которая во всем остальном – не только соответствует именно своему возрасту, но, похоже, даже отстает. Очень многие даже по интервью  заметили, что у нее не развита речь, не сформировано понимание ситуации и т.д.

Но ко всему сказанному стоит добавить еще два момента.

Во-первых, у нас сегодня многие путают знания и информацию. Знания – это не просто информация. Приведем простую  аналогию:  информация – это сваленные в кучу стройматериалы. Но  до того момента, когда они превратятся в здание – еще очень и очень далеко. Более того, они и никогда в здание не превратятся сами собой – нужен архитектор, нужен инженер, строители и т.д.

Так и с информацией. То, что делают многие родители, заставляя заучивать , например, реки Америки, – это именно наполнение сознания ребенка «стройматериалами». И не больше. То есть только половина дела, — хотя и важная и нужная половина. Конечно, прямые факты,   — как те же столицы мира, обязательно нужны, никто не спорит.

Но и эти факты мозг ребенка должен усваивать постепенно. Шаг за шагом. И на каждом шагу  ребенка надо учить осмысливать поступившую информацию, систематизировать, сопоставлять с другой информацией, которая у него уже есть. Наконец, показывать, как ее можно практически применить. А не просто «набивать» его мозг.

К сожалению, вот это кардинальное различие между знаниями и информацией сегодня уже многие не понимают. В том числе, судя по всему, и чиновники от образования. Иначе бы не проводили бесконечные «реформы», после которых в наших школах совсем уходят правильные методы обучения – системность, последовательность преподавания; хорошо (!) составленные задания, помогающие не запомнить, а именно усвоить материал.

Соответственно, это плохо понимают уже и некоторые учителя – по крайней мере, молодые, которые в педвузах все хуже учат. И, как следствие, это не понимают многие родители. Отсюда и гонка, стремление как можно быстрее напичкать ребенка различной информацией, а также некоторыми навыками (например, решать в 5 лет алгебраические уравнения), которые они не переварили и не понимают, зачем они нужны.

Закончим: образование будущей личности – великое дело! Но чтобы оно шло успешно, все, кто в нем участвует, должны прежде всего сами разобраться в его сути, в его назначении, основных принципах и методах. Иначе вместо действительно знающего, умеющего думать и применять свои знания человека – получится «на выходе» невротический, несоциализированный индивид.

И из последнего – следует второй важный момент. Уже появился целый ряд статей о судьбе многих, в свое время знаменитых, «вундеркиндов». Увы, практически всегда эта судьба в лучшем случае «серенькая»: от первоначального блеска ничего не остается. А в худшем случае – она печальна и даже трагична. Вывод отсюда ясен.