Психология, мандалы, медитация: мировоззренческий винегрет для детей

По рассказам детей, обучающихся в одной из спортивных школ олимпийского резерва Петербурга, их заставляют рисовать мандалы, медитировать, писать сочинения на философские темы и собирают за это деньги с родителей.  За невыполнение заданий детей отчисляют. 

Эта информация появилась в одной из рассылок (https://www.9111.ru/education/t255969-v-sankt-peterburge-proveryat-shkolu-gde-detey-zastavlyayut-meditirovat/?&utm_source=law-instructions&utm_medium=mail798&utm_campaign=read#header_top), где говорилось также о том, что родители обратились к уполномоченному по правам ребенка. В связи с обращением родителей школу проверит прокуратура Выборгского района Санкт-Петербурга.

Во многих комментариях  к этой новости читатели сделали акцент на незаконных, по их мнению, поборах и, в целом, на незаконности принудительного введения подобных занятий. С этим трудно не согласиться, но проблема намного глубже.

Она состоит прежде всего в том, что как ни пытаются современные постмодернисты бороться против «идеологий», как ни отстаивают полную «свободу» от любого твердого мировоззрения, но свято место пусто не бывает. Человек не может существовать в виде постмодернистской марионетки, которая, как пробка на воде, хаотично мечется от мнения к мнению.  Осознанно или нет – но и у личности, и у общества в целом обязательно формируется  какая-то картина мира

Но если систематически препятствовать человеку сознательно формироватьпродуманное мировоззрение (именно продуманное – на основе серьезных знаний и их осмысления!), как сейчас этому и препятствует массовая «культура» и современное «образование», — то формируется псевдо-мировоззрение. То есть, по сути, некий винегрет из обрывков… даже не знаний, тут это слово вообще не подходит, а «информации».

Именно такой винегрет сегодня, к сожалению, мы видим сплошь и рядом.  Не только у постмодернистов, но и, например, у многих либералов-демократов, с их типичным «преклонением перед Западом». И у тех националистов-«патриотов», которые вместо подлинной и требовательной любви к стране попросту закрывают глаза на ее проблемы и недостатки и оголтело клеймят любые попытки конструктивной критики.

Таковы же и расплодившиеся сегодня «поклонники Востока» (а равно и «противники Востока», например, многие, относящие себя к православию и не желающие видеть глубинное единство всех древних религиозно-духовных учений). Неумение и нежелание размышлять ведет к тому, что глубочайшая, но крайне сложная философия и практика Востока (я имею в виду прежде всего Индию и Китай) в представлении сегодняшних поклонников выродились «теоретически» – в набор чудовищно примитивных и искаженных схемок, а практически – еще хуже – в увлечение всевозможными психотехниками.

Эти психотехники, как мне уже неоднократно  приходилось писать, представляют собой, опять же, искаженные обрывки очень тонких и сложных методик работы с сознанием и телом. Искаженные, но тем не менее в некоторых аспектах вполне работающие, действительно воздействующие на сознание и тело. И это самое плохое.

Дело в том, что такие методики основаны на совершенно другой модели человека, чем наша — примитивно-материалистическая и потребительски ориентированная. И целью этих методик не может быть карьерный успех или приобретение «лидерских качеств». Если начать систематически практиковать их с подобными целями и установками – 9 шансов из 10, что это расшатает  психику, и если вовремя не остановиться – может привести к серьезным психическим нарушениям (я это сама видела не раз).

Не случайно ведь ученика к этим практикам очень долго готовили, и основой подготовки была  именно нравственно-психологическая – достижение полного контроля над своими мыслями и чувствами, прежде всего, эгоистическими и агрессивными, а также преодоление и всех других недостатков (страха, зависти, лени и пр.), равно как и хаоса мыслей и эмоций. Все эти негативные качества в восточных представлениях в буквальном смысле являются «кирпичиками» нашего сознания, — которое, в отличие от большинства западных моделей, рассматривается как совершенно реальная субстанция (тонко-материальная, или  энерго-материальная).

И все психотехники правильно и плодотворно работают лишь тогда, когда они «ложатся» на подготовленную почву – на сознание, структурированное и очищенное моральной и ментальной практикой(Я сразу прошу прощения за неизбежную примитивизацию, вызванную форматом заметки, но надеюсь, что не слишком упростила основные идеи). А в противном случае происходит просто насильственное вторжение в неготовое сознание и его ломка. И это особенно опасно для детей с их несложившейся психикой. Тут надо уповать лишь на то, что сами «гуру»  (которых сегодня много расплодилось под именем «психологов»)  настолько плохо знают и понимают эти методики, что лишь имитируют их. Ислава Богу: в этом случае они всего лишь (!) стянут с родителей деньги, но детям не причинят вреда.

Читатель может спросить: что же, нам вообще противопоказано овладевать культурой Востока? Разумеется, нет. Но, во-первых, она требует очень серьезного и многолетнего изучения. А кроме этого  – параллельного сопоставления многих ее идей и с западной философией (в ее лучших образцах), и с русской культурой, которая как раз очень близка восточной (хотя, увы, великие русские религиозные философы рубежа XX- XIX веков тоже не были свободы от предубеждений), и с современной наукой, которая все более явно приближается к тем же идеям.

А, во-вторых, — главное! — ведь эти психотехники – не что-то экзотичное и противоречащее всей нашей повседневной жизни. Напротив, это лишь более тонкое и сложное развитие общеизвестных вещей. Скажем, медитация – это, по сути, углубленное и концентрированное размышление. Разве европейская культура не учила этому? То есть вниманию, сосредоточенности, тонкому анализу, и, по сути, контролю за хаосом наших мыслей. Вторая важнейшая (подчеркну еще раз) сторона этих практик – нравственная. Даже сегодняшняя медицина и серьезная психология говорят о том, насколько разрушительны негативные эмоции – не только агрессии, но и зависти, соревнования (как, кстати, отмечала еще К. Хорни, несмотря на всю «соревновательную» ориентацию сегодняшнего общества!), тщеславия, уныния, а также лени и склонности к комфорту и удовольствиям (вместо напряженной творческой работы) и пр. Преодоление всего этого душевного и ментального хаоса — основа тех же самых психотехник. И подобная практика постепенно приносит совершенно поразительные и, главное – естественные и устойчивые плоды.

Но  она требует самоконтроля, ритма, напряжения и идет долгими годами. Как и настоящие восточные практики, в отличие от «тренингов» новоявленных «гуру». И целью ее является, повторю, не социальный и карьерный успех и не достижение разных временных необычных переживаний (тоже весьма опасных, но я на этом здесь не буду останавливаться). А именно естественное, заложенное в душе каждого из нас самосовершенствование, результаты которого приносят не мимолетные вспышки необычных эмоций, а постепенно растущую радость и полноту бытия, чувство понимания смысла и твоей жизни, и жизни мира. И, по сути, все то же самое лежит в основе и духовных практик христианства, и просто веками отработанных методов правильного образования и воспитания. Во всех культурах  — в самой их глубине – лежит некое единое ядро идей, представлений и практических методов.

А если читатель не забыл еще ситуацию в питерской школе, послужившую  поводом для заметки, то наверняка уже сам сделал вывод:  по отношению к подобным «психологам» необходимо применять самые жесткие меры. Выправлять последствия их деятельности неизмеримо сложнее, чем эту деятельность предотвратить.

И. Фотиева.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Школа и здоровье не совместимы?

Домашнее образование: тупик или выход?

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность