Русская классическая школа: начало Возрождения?

Нынешние школьные программы и учебники ругают и учителя, и родители, и сами дети. Учителя — за невнятные методики, которые приводят к мнению, что сегодняшние дети якобы «необучаемы». За катастрофическое падение грамотности и снижение интереса у детей к познавательной деятельности, за нелюбовь к школе.

Родители – за избыток псевдонаучной терминологии, некорректные задания, безвкусицу в оформлении учебников, за фальшивый тон заигрывания с детьми, за необходимость вечерами и ночами выполнять за детей домашние задания.

Между тем, не так уж и давно  наши учебники,  программы и результаты школьного обучения считались лучшими. Причем настолько, что американцы, опомнившиеся после полета Юрия Гагарина, поставили себе задачу досконально исследовать советскую систему образования.

Сегодняшняя же история возрождения лучших методик отечественного образования началась с того, что жительница Екатеринбурга Татьяна Алтушкина, мама шестерых детей, никак не решалась повести своих малышей в обычную школу, имея негативный опыт обучения старших, которые пошли  в первый класс в начале 2000-х, когда вся атмосфера в стране была буквально накалена негативом к школе, к системе образования в целом.

Т. Алтушкина вспоминает:  Во мне поселился страх, который испытывает сейчас, наверное, каждая мама первоклассника. Мне было жалко своих подвижных и сообразительных детей. Я волновалась, как они пройдут через эту школьную мясорубку. Одиннадцать лет жизни – это огромный период, за который при неумелом подходе в вопросах образования и педагогики человеку можно сильно навредить. Боялась, что моих детей сломают, превратят в невротиков, что они на всю жизнь возненавидят учебу. Мне хотелось дать им системное, фундаментальное, полное образование, чтобы у них сформировалась целостная картина мира; чтобы школьные годы помнились им не как бесконечный кошмар, а как радостный, творческий период их взросления. Так родилась мысль о создании школы, работающей по системе Ушинского. Появились родители-единомышленники, и, подыскав учительницу, мы открыли свой маленький первый класс. Тогда за партами сидели шесть человек.

С  тех пор прошло 11 лет. Русская классическая школа в Екатеринбурге разрослась и сейчас существует , как  серьезная альтернатива действующим образовательным программам в виде целой сети  РКШ по всей России –  в Москве, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Омске, Казани, Краснодаре, Астрахани, Тольятти, Рязани, Ростове-на-Дону, Симферополе, Волгоградской области.

В Русской классической школе (РКШ) преподавание идет фактически по тем, советским, учебникам, но конечно, обновленным, применительно к сегодняшним реалиям. В них даже бумага другая – желтоватая, «под старину», значительно более полезная для глаз. Но главное, в их основе — педагогическая методика Д.К.Ушинского, построенная по принципу природосообразности, в центре которого — ребенок и специфика его познавательных возможностей. Это целостная педагогическая система с полным набором мельчайших, но важных нюансов и профессиональных инструментов. В этой методике все построено так, что для выполнения домашних заданий детям не приходится ждать с работы родителей и они с радостью учатся самостоятельно.

Сегодня зачинатели  РКШ безвозмездно распространяют свой опыт – на семинарах для учителей и отсылая всем желающим учебно-методические комплекты, изданные на собственные средства. Учителя и родители дружно признают, что это то, о чем им давно мечталось. Точнее, это то родное, эффективное, неоднократно проверенное временем, что оказалось понапрасну забытым.

Вспоминать и обновлять природосообразные методики – истинное удовольствие для настоящего профессионала.  Например, как признают  учителя РКШ,  безотрывное письмо,  которому сейчас повсеместно учат, приводит к невротизации ребенка.  В Русской классической школе пишут перьевой ручкой, по специальным прописям. Оказывается, при письме пером гармонизируются мыслительные процессы, при этом чередуются фазы напряжения и расслабления мышц руки, что позволяет регулярно сбрасывать накопившееся мышечное напряжение. Таким образом, не возникает лишней моторной и психологической нагрузки.

— Когда  мы разработали методические пособия и новые учебники, когда сформировался комплект для начальной школы, стало понятно, что это ни много ни мало — национальное достояние, — продолжает рассказ Татьяна Алтушкина. – Решили, что это должно принести пользу как можно большему числу детей.  К нам стали обращаться  знакомые родители, желающие своим детям лучшую школьную долю. Приезжают  учителя из разных городов и регионов России. Мы  передавали  специально напечатанные для них учебники и методички. И мы решили создать сайт и страницу в ВК, чтобы делиться нашими наработками  и вернуть  школе лучшее, что в ней было!

Сайт РКШ — https://russianclassicalschool.ru/

Страница в ВК — https://vk.com/russianclassicalschool

Подготовила И. Каланчина.

PS. Признаться, нас очень радует, что находятся люди, которые остро воспринимают критическую ситуацию, назревшую в образовании, и прилагают большие усилия по ее изменению. — Причем это неравнодушные граждане из разных регионов нашей большой страны и самых разных профессий. Напомним, что в этом же русле работает команда журналистов и преподавателей в проекте «Последний звонок».  Очень рекомендуем к просмотру вторую часть их итогового фильма, вышедшую под названием «Кухаркины дети».

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность