Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

В Госдуме прошел «круглый стол», посвященный обсуждению результатов проекта «Последний звонок». На приглашение первогой зампреда комитета по образованию и науке Олега Николаевича Смолина  откликнулись более 150 человек — преподаватели и профессора, директора школ и руководители общественных движений, неравнодушные к судьбе отечественного образования.

Дискуссия была довольно жаркой. В рамках круглого стола были показаны выдержки из «Последнего звонка», наиболее ярко характеризующие фильм фрагменты для тех участников, кто еще не успел ознакомиться с тремя сериями в сети Интернет, после чего состоялась дискуссия.

В рамках дискуссии выступили депутат ГД РФ Олег Смолин (фракция КПРФ), один из авторов фильма журналист Константин Семин, профессор МГУ им М.В. Ломоносова Александр Бузгалин , а также некоторые из героев «Последнего звонка» — доктор физико-математических наук, профессор ПетрГУ Александр Иванов, который приехал в Москву из Петрозаводска на один день специально для участия в дискуссии и донесения своей позиции по вопросу реформирования ЕГЭ, профессор, бывший декан факультета агрономии и биотехнологии Тимирязевской академии Александр Соловьев и математик, профессор РГПУ им. Герцена Сергей Рукшин, записавший видеообращение.

Несмотря на очевидные выводы всех участников проекта «Последний звонок», что рыночные механизмы для регулирования сферы, которая отвечает за передачу духовного, культурного  опыта, накопленного многими поколениями, не совместимы с ее сутью, тем не менее нашлись яростные защитники либеральных образовательных реформ.

Дальнейшее обсуждение велось вокруг ряда наболевших тем, таких как реформа образования и ее последствия, роль ЕГЭ и его негативное влияние на среднюю и высшую школу, утечка мозгов, результаты слияния ВУЗов, статус педагогов и научных работников, проблемы сельских школ, коррекционного образования, бюрократизация учебного процесса.

Как отмечалось на «круглом столе», внести существенные изменения в сложившуюся систему крайне сложно. Депутат Госдумы Олег Смолин напомнил, что инициативной группой много раз вносились законопроекты, направленные на решение тех или иных проблем в образовательной сфере, включая альтернативный принятому рамочный закон «Об образовании», однако они всегда отклонялись.

Пожалуй, ключевую инициативу «круглого стола» предложил Александр Бузгалин. Он говорил о необходимости объединения работников средней и высшей школы в независимые профсоюзы. С помощью таких профсоюзов можно отстаивать права преподавателей и учёных и пытаться инициировать изменения, направленные на решение хотя бы части проблем образовательной сферы. Правда для участия в таком профсоюзе необходима определенная смелость, готовность идти на риск, защищать коллег по объединению и профсоюзных лидеров.

Естественно, проблема образования – не частная, локальная, а системная. Образование в Российской Федерации, также как и другие сферы, такие как здравоохранение или наука — отражение общественного и экономического уклада. Пришедший в школы и больницы рынок превратил образование и медицину в «услугу» или «товар», а главной целью сделал получение прибыли, продажу и покупку всего. Преодолеть это, добиться качественных позитивных изменений без изменения базиса невозможно.

Подготовлено по материалам — https://vk.com/lastcallfilm?w=wall-125351400_5342

От лица сотрудников нашего Фонда, которые с 90-х годов принимают посильное участие в деле возрождения образования, мы присоединяемся к тем, кто поддерживает этот важный проект! Кооперация и общинный принцип, на котором строилась вся работа над фильмом, по нашему убеждению, обязательно принесут свои здоровые всходы.

«Последний звонок» в Госдуме 28.02.2018 г.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность