Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Сегодня никто не возразит, что вопрос организации школьного дела является одним из самых  животрепещущих.  Все возрастные группы общества так или иначе ежедневно и ежечасно соприкасаются с плодами школьного образования. Не вдаваясь в детали, скажем, что не только преподаватели вузов крайне обеспокоены тем, что первокурсники все чаще приходят с несформированным мировоззрением, низким уровнем базовых знаний и общей культуры.

Поэтому вполне закономерен  рост интереса к опыту других стран. В частности, в последнее время много расходится информации о небывалых  успехах школьного образования в Финляндии. В комментариях российских родителей звучат нотки восхищения и зависти – финские дети учатся просто в раю!

Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим, что чаще всего воспринимается  как преимущества  финской школы.

Во-первых, отсутствие экзаменов. Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому в финских школах практикуют только промежуточные и контрольные  тесты – на усмотрение учителя. И лишь по окончании общеобразовательной школы дети сдают обязательный стандартный тест. При этом  учителя совершенно не беспокоятся о результатах и ни перед кем за них не отчитываются. Соответственно, и детей специально к нему не готовят.

Во-вторых, в школе главная цель дать  только ту информацию, которая может понадобиться в жизни. К таким знаниям не относятся – логарифмы,  интегралы, основы квантовой физики,  и их и не изучают. Зато финские школьники знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Их учат изобразить розу ветров на конкретной местности, высчитать процент налога на заработанный доход или  полученное наследство, создать сайт-визитку, вычислить цену товара после нескольких скидок.

В-третьих, отсутствие воспитательных воздействий и какого бы то ни было давления со стороны взрослых. Не принято, чтобы учителя вмешивались в конфликты между детьми: пусть готовятся к взрослой жизни и самостоятельно решают свои проблемы. Ученики могут сидеть не только за партами-столами,  но и расположиться на полу или ковре. Школьная форма отсутствует  — так же, как и любые  требования  к одежде. Можно прийти хоть в пижаме. Чтобы не перегружать детей, домашнее задание дают очень редко. Не применяется обучение «у доски», детей не просят пересказать материал, порассуждать о литературном герое или обосновать необычное решение задачки. Учитель дает задание, затем ходит между учениками, контролируя и помогая им выполнять классную работу. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). Прилагает усилия и получает знания только тот, кто хочет учиться. Конечно же, педагоги стараются заинтересовать всех детей. Но если у кого-то отсутствуют способности или интерес к учебе, такого ребенка сориентируют на «несложную» профессию и не будут «давить» «двойками». Не всем же быть хирургами или авиаконструкторами, кто-то должен просто хорошо водить автобусы. И если родители также не озабочены учебой своего ребенка, его просто…. не переведут в следующий класс. Остаться на второй год в Финляндии не стыдно, и особенно после 9-го класса. Для таких отстающих в финских школах предусмотрен дополнительный (необязательный) 10-й класс.

В-четвертых, многие предметы преподаются не так, как привычно для российской школы. Если, например, вспомнить уроки литературы в советское время (вопреки  реформам, и в современной школе частично эти методы сохранились) – с работой над сюжетом, композицией, портретами персонажей, с пересказом наиболее красивых фрагментов текста, разбором душевных перипетий, причин и мотивов поступков героев, выявлением главной идеи автора. — В финской же школе литература — это просто уроки чтения, совмещенные с информацией по другим общественным предметам. Также преподавание алгебры и геометрии ведется в рамках математики и с небольшим количеством часов.

В-пятых, равенство по разным направлениям. В финской системе образовании нет деления школ на элитные и «для масс». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. И во всех — абсолютно одинаковое оборудование, возможности  и пропорциональное финансирование. Равенство применяется и к социальному статусу детей: кто по профессии и сколько зарабатывают родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Любые вопросы, касающиеся места работы родителей, запрещены. Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как одаренные, так и с большим дефицитом умственных способностей, учатся вместе со всеми. Но на уроках в одном и том же классе детям дают задания разного уровня сложности. И оцениваются они согласно уровню знаний и возможностей.

Учителям запрещено «прикипать душой к своему классу», выделять «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от этого правила ведут к расторжению контракта с учителем. Причем зарплаты у финских учителей очень высокие, и контракты заключают только на год. Поэтому понятно, почему они всегда лояльны ко всем директивам свыше.

Также уравнены ребенок и взрослый: детям с первого класса разъясняют их права, в том числе и право «пожаловаться» на взрослых социальному работнику. По замыслу, это мотивирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую нельзя ни словом, ни ремнем.

В-шестых, бесплатность. Кроме самого обучения в школе, бесплатны обеды, посещения музеев, экскурсии и вообще вся внеклассная деятельность, школьное такси (микроавтобус), учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже планшеты. Сборы с родителей на любые цели запрещены.

Готовя эту заметку, я предварительно просмотрела множество материалов, посвященных  «феномену финского среднего образования». И скажу, действительно, большинство из них пронизаны восхищением и желанием перенести этот опыт на почву отечественного образования.

Соглашусь, да, современное оборудование; удобные кабинеты; бесплатные горячие обеды, транспорт, экскурсии; отсутствие тотального надзора за работой учителей и их перегруженности «бумаготворчеством»; деликатное и уважительное отношение между учителями, детьми и родителями  —  то, чего сегодня так остро не хватает современной российской школе. Но, на мой взгляд,  это вещи, так сказать, больше внешние, технические, а не содержательные. Важнее – другое, например, учат ли детей умению самостоятельно мыслить, без чего в дальнейшем невозможно ни самообразование, ни по-настоящему творческая составляющая в любой профессии; прививают ли им привычку к самодисциплине, ритмичному труду, продолжительному интеллектуальному напряжению; формируют ли сердечное отношение к людям и к миру в целом, необходимые для  гармоничной и полноценной жизни и самореализации, и наконец, какие именно цели лежат в основе системы образования. Кого в результате хотят видеть «на выходе»: человека-творца или человека-функцию?

Когда я пыталась найти ответы  на эти вопросы, все больше узнавая про устройство финской школы, меня не покидало чувство, как будто о чем-то подобном я уже читала в… легенде о Великом инквизиторе из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В ней изображено общество потребления, которое сильные мира сего намереваются выстроить по типу большого «глобального человейника». В нем люди будут обеспечены суррогатной едой, низменными развлечениями, иллюзиями насыщенной жизни, постепенно превращаясь в унифицированных, функционально натренированных, бездумных и бездушных существ, которые будут работать на хозяев и которыми легко  будет управлять в антигуманных целях. (В одной из прошлых наших статей мы уже писали на эту тему — http://www.fondaltai21.ru/2017/10/14/kakimi-namereniyami-vyimoshhena-doroga-v-novyiy-divnyiy-mir/)

Предвижу — возражение, что, по результатам международных рейтингов, финские школьники демонстрируют самые высокие показатели по скорости чтения и решению математических задач. Но, во-первых, скорость чтения не гарантирует вдумчивого проникновения в смысловое ядро текста и, соответственно, адекватного его понимания. Во-вторых, после того как  в  интервью ректор одного из госуниверситетов нашего города сообщил стоимость высоких мест в рейтингах, проводимых известными агентствами, мне стало ясно, что процедура присвоения званий и мест в различных международных конкурсах завязана  в первую очередь на коммерческий  интерес. И это становится еще более очевидным – если принять во внимание, что живем мы в эпоху «большой фабрики грез», где «Свобода — это рабство. Незнание — сила. Ложь — это правда».

Возвращаясь к финским достижениям, стоит отметить, что этот «школьный рай» нельзя рассматривать вне  общего контекста жизни западного общества, в целом, и финского, в частности. Вспомним, например, как орудуют там органы ювенальной юстиции и что при 5,5 млн. человек населения ежегодно в Финляндии  забирают из семей около 3,5 тысячи детей. Неслучайно сами европейцы считают систему ЮЮ в Финляндии  одной из самых  жёстких.

Показательно также, что и сами финские серьезные аналитики далеко не в радужных красках рисуют  ситуацию в школьном образовании. Этому посвящена статья Олли Айнола «Суровая оценка экспертов: Финляндия разрушила свою систему образования», в которой автор ностальгирует о «золотом веке» финского образования, закончившемся (удивительно, какое совпадение, и оно неслучайно!) — 25 лет тому назад.  В переводе статья Олли Айнола размещена на сайте Иносми.ру –  http://inosmi.ru/social/20171119/240781312.html

Оригинал статьи см. —  http://www.iltalehti.fi/politiikka/201711132200529441_pi.shtml

И. Каланчина.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность