Мы неслучайно вынесли в заголовок фразу из эссе известного английского писателя К.С. Льюиса, который уже в первой половине XX века ясно различал растущую тенденцию выхолащивания подлинных смыслов и знаний из образовательных программ. Будучи доктором английской словесности, он стал свидетелем превращения школьных учителей в «человекоделов», а школьного образования — в машину для оболванивания подрастающих поколений.
Как тонко подметил К.С. Льюис, «…таким образом, цель обучения и воспитания всецело зависит от того, верите вы или не верите в “Дао”. Если вы верите, цель эта в том, чтобы привить ученику оценки и мнения пусть не осознанные, но достойные человека. Если не верите и не забыли логику, все чувства для вас будут какой-то мглою, скрывающей “вещи как они есть”. Тогда вы попытаетесь искоренить чувства из детской души… или оставите несколько чувств по причинам, нимало не связанным с их сообразностью правде. В последнем случае вы займетесь довольно сомнительным делом, а именно – станете «влиять» на учеников, попросту колдовать, чтобы у них в сознании сложился угодный вам мираж… Прежний воспитатель обращался с воспитанниками, как птица с птенцами, которых она учит летать; новый – как хозяин с цыплятами, которых собирается съесть». Нам, рожденным в СССР, эти слова не сразу стали понятны, и мы рассматривали их не более, чем предупреждение, которое относили, прежде всего, к системе образования западных стран. Но оказалось, что с началом перестройки многие тезисы Льюиса перешли из разряда предупреждений в констатацию фактов реальной жизни.
И вот недавно — очередное подтверждение правоты дальновидного мыслителя. На новостных сайтах опубликовано письмо (неизвестно, с чьей подачи активизировавшихся) 500 учителей-словесников, возмущенных новыми ФГОСами по литературе, утвержденными Министерством образования и иницинированными министром О. Васильевой. Что же вызвало недовольство этих, с позволения сказать, словесников? А то, как следует из их письма, что Министерство намерено ввести жесткое распределение литературных произведений по годам обучения и утвердить единый список обязательных к прочтению школьниками книг, куда вернут лучшие произвдения отечественной классики. Подписанты возмущаются, что вместо сегодняшних 130 обязательных произведений предлагается к изучению в школе 250 произведений. По их мнению, «Минобр перегружает головы детей», что, в свою очередь, затрудняет внедрение новых технологий, айпадизацию-цифровизацию-дигитализацию и пр. Авторы письма яростно сопротивляются возвращению на корабль современных уроков литературы лучших текстов Пушкина, Крылова, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Короленко, Достоевского, Есенина, Шолохова, Горького, Твардовского, Шукшина, Распутина, Айтматова и многих других «несвоевременных» фамилий.
Действующая же сегодня «Примерная образовательная программа» (которую составил А. Асмолов) потому и называется примерной, что включает лишь двенадцать «обязательных» писателей и поэтов. Всё остальное — отдано на откуп пресловутой вариативности и на усмотрение учителей. Что позволяет впаривать детям и стишки некоего Орлуши, и бездарную прозу Резуна, и антисоветчину Солженицына.
Недовольны «ограничениями, которые новый ФГОС по литературе накладывает на творческую фантазию» псевдословесников и хозяева книжных издательств. Ведь сейчас в ситуации «поливариативности образовательных программ» можно печатать какое угодно количество разновидностей учебников по литературе, а придется один или два. И креативить будет сложнее, и прибыли поубавится.
Полный список литературы по новому ФГОС доступен здесь (https://slovesnik.org/images/docs/itog-project-litra.pdf ) На взгляд настоящих учителей литературы, список хороший и даже коротковат.
Для ясности, за что бьются новаторы, ознакомьтесь с изучаемым сегодня в школе стихотворением А.Гиваргизова:
«В первый класс
К рубашке белой прижимает
Букет малиновый, к груди.
Идёшь ты в школу?
Ну, иди.
В школу!!! В школу!!!
За парту!!!
Смирно!!!
К Марь Иванне!!!
Она у входа.
Та, что в каске,
В солдатских туфлях по колено.
Что машет в воздухе указкой,
Похожей больше на полено.»
Неудивительно, что бывший министр образования Фурсенко (который несколько лет назад проговорился и раскрыл подлинные планы властей — формировать из подрастающих поколений «квалифицированных потребителей») на днях потребовал от правительства притормозить утверждение новых стандартов по литературе.
Всех, кто не хочет мириться с подобным положением дел, приглашаем в группу в ВК «Последний звонок». https://vk.com/lastcallfilm
Подготовила И. Каланчина.
См. также на эту тему
РИА «Катюша». Подвиг Васильевой: министр образования бросила вызов либерал-глобалистам с их «вариативностью» преподавания русского языка и литературы — http://katyusha.org/view?id=9610
Почему нашим детям не интересно изучать русский язык? Как привить любовь к чтению? Можно ли обойтись без знания родного языка и чтения классической литературы?
М. Хазин. О проблемах современного образования — https://khazin.ru/articles/39-nauka-i-obrazovanie/57876-o-problemakh-sovremennogo-obrazovanija
Родительские комитеты поддержали проект новых ФГОС — https://pedsovet.org/beta/article/roditelskie-komitety-podderzali-proekt-novyh-fgos
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения
Подборка статей по системе Развивающего Обучения
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность