Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Мы неслучайно вынесли в заголовок фразу из эссе известного английского писателя К.С. Льюиса, который уже в первой половине XX века ясно различал растущую тенденцию выхолащивания подлинных смыслов и знаний из образовательных программ.  Будучи доктором английской словесности, он стал свидетелем превращения  школьных учителей в «человекоделов», а  школьного образования — в машину  для оболванивания подрастающих поколений.

Как  тонко подметил К.С. Льюис, «…таким образом, цель обучения и воспитания всецело зависит от того, верите вы или не верите в “Дао”. Если вы верите, цель эта в том, чтобы привить ученику оценки и мнения пусть не осознанные, но достойные человека. Если не верите и не забыли логику, все чувства для вас будут какой-то мглою, скрывающей “вещи как они есть”. Тогда вы попытаетесь искоренить чувства из детской души… или оставите несколько чувств по причинам, нимало не связанным с их сообразностью правде. В последнем случае вы займетесь довольно сомнительным делом, а именно – станете «влиять» на учеников, попросту колдовать, чтобы у них в сознании сложился угодный вам мираж… Прежний воспитатель обращался с воспитанниками, как птица с птенцами, которых она учит летать; новый – как хозяин с цыплятами, которых собирается съесть».  Нам, рожденным в СССР, эти слова  не сразу стали понятны, и мы рассматривали их не более, чем предупреждение, которое относили, прежде всего, к системе образования западных стран. Но оказалось, что с началом перестройки многие тезисы Льюиса перешли из разряда предупреждений в констатацию фактов  реальной жизни.

И вот недавно — очередное подтверждение правоты дальновидного мыслителя. На новостных сайтах опубликовано письмо (неизвестно, с чьей подачи активизировавшихся) 500 учителей-словесников, возмущенных новыми ФГОСами по литературе, утвержденными Министерством образования  и иницинированными министром О. Васильевой. Что же вызвало недовольство этих, с позволения сказать,  словесников? А то, как следует из их письма, что Министерство  намерено ввести жесткое распределение литературных произведений по годам обучения и утвердить единый список обязательных к прочтению школьниками книг, куда вернут лучшие произвдения отечественной классики. Подписанты возмущаются, что вместо сегодняшних 130 обязательных произведений предлагается к изучению в школе 250 произведений. По их мнению,  «Минобр перегружает головы детей», что, в свою очередь, затрудняет внедрение новых технологий, айпадизацию-цифровизацию-дигитализацию и пр.  Авторы письма яростно сопротивляются возвращению на корабль современных уроков литературы лучших текстов Пушкина,  Крылова, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Короленко, Достоевского, Есенина, Шолохова, Горького, Твардовского, Шукшина, Распутина, Айтматова и многих других «несвоевременных» фамилий.

Действующая же сегодня  «Примерная образовательная программа» (которую составил А. Асмолов) потому и называется примерной, что включает лишь двенадцать «обязательных» писателей и поэтов. Всё остальное — отдано на откуп пресловутой вариативности и на усмотрение учителей. Что позволяет впаривать детям и  стишки некоего Орлуши, и бездарную прозу Резуна, и антисоветчину Солженицына.
Недовольны «ограничениями, которые новый ФГОС по литературе накладывает на творческую фантазию» псевдословесников и хозяева книжных издательств. Ведь сейчас в ситуации «поливариативности образовательных программ» можно печатать какое угодно количество разновидностей учебников по литературе, а придется один или два. И креативить будет сложнее, и прибыли поубавится.

Полный список литературы по новому ФГОС доступен здесь (https://slovesnik.org/images/docs/itog-project-litra.pdf )   На взгляд настоящих учителей литературы,  список хороший и даже коротковат.

Для ясности, за что бьются новаторы, ознакомьтесь с изучаемым сегодня в школе стихотворением А.Гиваргизова:

«В первый класс
К рубашке белой прижимает
Букет малиновый, к груди.
Идёшь ты в школу?
Ну, иди.
В школу!!! В школу!!!
За парту!!!
Смирно!!!
К Марь Иванне!!!
Она у входа.
Та, что в каске,
В солдатских туфлях по колено.
Что машет в воздухе указкой,
Похожей больше на полено.»

Неудивительно, что бывший министр образования Фурсенко  (который несколько лет назад проговорился и раскрыл подлинные планы властей — формировать из подрастающих поколений «квалифицированных потребителей») на днях потребовал от правительства притормозить утверждение новых стандартов по литературе.

Всех, кто не хочет мириться с подобным положением дел,  приглашаем в группу в ВК «Последний звонок».  https://vk.com/lastcallfilm

Подготовила И. Каланчина.

См. также на эту тему

РИА «Катюша». Подвиг Васильевой: министр образования бросила вызов либерал-глобалистам с их «вариативностью» преподавания русского языка и литературы — http://katyusha.org/view?id=9610

Почему нашим детям не интересно изучать русский язык? Как привить любовь к чтению? Можно ли обойтись без знания родного языка и чтения классической литературы?

https://vk.com/detskaya_ploshadka_dlya_vzroslyh?z=video-143552181_456239018%2Fvideos-143552181%2Fpl_-143552181_-2

М. Хазин. О проблемах современного образования —  https://khazin.ru/articles/39-nauka-i-obrazovanie/57876-o-problemakh-sovremennogo-obrazovanija

Родительские комитеты поддержали проект новых ФГОС — https://pedsovet.org/beta/article/roditelskie-komitety-podderzali-proekt-novyh-fgos

 

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность