Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Мы неслучайно вынесли в заголовок фразу из эссе известного английского писателя К.С. Льюиса, который уже в первой половине XX века ясно различал растущую тенденцию выхолащивания подлинных смыслов и знаний из образовательных программ.  Будучи доктором английской словесности, он стал свидетелем превращения  школьных учителей в «человекоделов», а  школьного образования — в машину  для оболванивания подрастающих поколений.

Как  тонко подметил К.С. Льюис, «…таким образом, цель обучения и воспитания всецело зависит от того, верите вы или не верите в “Дао”. Если вы верите, цель эта в том, чтобы привить ученику оценки и мнения пусть не осознанные, но достойные человека. Если не верите и не забыли логику, все чувства для вас будут какой-то мглою, скрывающей “вещи как они есть”. Тогда вы попытаетесь искоренить чувства из детской души… или оставите несколько чувств по причинам, нимало не связанным с их сообразностью правде. В последнем случае вы займетесь довольно сомнительным делом, а именно – станете «влиять» на учеников, попросту колдовать, чтобы у них в сознании сложился угодный вам мираж… Прежний воспитатель обращался с воспитанниками, как птица с птенцами, которых она учит летать; новый – как хозяин с цыплятами, которых собирается съесть».  Нам, рожденным в СССР, эти слова  не сразу стали понятны, и мы рассматривали их не более, чем предупреждение, которое относили, прежде всего, к системе образования западных стран. Но оказалось, что с началом перестройки многие тезисы Льюиса перешли из разряда предупреждений в констатацию фактов  реальной жизни.

И вот недавно — очередное подтверждение правоты дальновидного мыслителя. На новостных сайтах опубликовано письмо (неизвестно, с чьей подачи активизировавшихся) 500 учителей-словесников, возмущенных новыми ФГОСами по литературе, утвержденными Министерством образования  и иницинированными министром О. Васильевой. Что же вызвало недовольство этих, с позволения сказать,  словесников? А то, как следует из их письма, что Министерство  намерено ввести жесткое распределение литературных произведений по годам обучения и утвердить единый список обязательных к прочтению школьниками книг, куда вернут лучшие произвдения отечественной классики. Подписанты возмущаются, что вместо сегодняшних 130 обязательных произведений предлагается к изучению в школе 250 произведений. По их мнению,  «Минобр перегружает головы детей», что, в свою очередь, затрудняет внедрение новых технологий, айпадизацию-цифровизацию-дигитализацию и пр.  Авторы письма яростно сопротивляются возвращению на корабль современных уроков литературы лучших текстов Пушкина,  Крылова, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Короленко, Достоевского, Есенина, Шолохова, Горького, Твардовского, Шукшина, Распутина, Айтматова и многих других «несвоевременных» фамилий.

Действующая же сегодня  «Примерная образовательная программа» (которую составил А. Асмолов) потому и называется примерной, что включает лишь двенадцать «обязательных» писателей и поэтов. Всё остальное — отдано на откуп пресловутой вариативности и на усмотрение учителей. Что позволяет впаривать детям и  стишки некоего Орлуши, и бездарную прозу Резуна, и антисоветчину Солженицына.
Недовольны «ограничениями, которые новый ФГОС по литературе накладывает на творческую фантазию» псевдословесников и хозяева книжных издательств. Ведь сейчас в ситуации «поливариативности образовательных программ» можно печатать какое угодно количество разновидностей учебников по литературе, а придется один или два. И креативить будет сложнее, и прибыли поубавится.

Полный список литературы по новому ФГОС доступен здесь (https://slovesnik.org/images/docs/itog-project-litra.pdf )   На взгляд настоящих учителей литературы,  список хороший и даже коротковат.

Для ясности, за что бьются новаторы, ознакомьтесь с изучаемым сегодня в школе стихотворением А.Гиваргизова:

«В первый класс
К рубашке белой прижимает
Букет малиновый, к груди.
Идёшь ты в школу?
Ну, иди.
В школу!!! В школу!!!
За парту!!!
Смирно!!!
К Марь Иванне!!!
Она у входа.
Та, что в каске,
В солдатских туфлях по колено.
Что машет в воздухе указкой,
Похожей больше на полено.»

Неудивительно, что бывший министр образования Фурсенко  (который несколько лет назад проговорился и раскрыл подлинные планы властей — формировать из подрастающих поколений «квалифицированных потребителей») на днях потребовал от правительства притормозить утверждение новых стандартов по литературе.

Всех, кто не хочет мириться с подобным положением дел,  приглашаем в группу в ВК «Последний звонок».  https://vk.com/lastcallfilm

Подготовила И. Каланчина.

См. также на эту тему

РИА «Катюша». Подвиг Васильевой: министр образования бросила вызов либерал-глобалистам с их «вариативностью» преподавания русского языка и литературы — http://katyusha.org/view?id=9610

Подпишите петицию — поддержите министра Васильеву в деле возрождения лучших достижений российского образования
https://www.change.org/p/учителя-родители-преподаватели-ученые-нко-поддержите-министра-васильеву-в-деле-возрождения-лучших-достижений-российского-образования

Почему нашим детям не интересно изучать русский язык? Как привить любовь к чтению? Можно ли обойтись без знания родного языка и чтения классической литературы?

https://vk.com/detskaya_ploshadka_dlya_vzroslyh?z=video-143552181_456239018%2Fvideos-143552181%2Fpl_-143552181_-2

М. Хазин. О проблемах современного образования —  https://khazin.ru/articles/39-nauka-i-obrazovanie/57876-o-problemakh-sovremennogo-obrazovanija

Родительские комитеты поддержали проект новых ФГОС — https://pedsovet.org/beta/article/roditelskie-komitety-podderzali-proekt-novyh-fgos

 

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

 

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность