Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Монография посвящена важнейшей проблеме актуализации потенциала личности в образовании. В книге исследуются причины усиления обезличивающих тенденций в современном обществе, одна из которых кроется в кардинальной смене мировоззренческой платформы в педагогических системах.

Автор анализирует такую современную кризисную тенденцию в образовании, как деперсонализация — вывод личности учителя из образовательного процесса и, как следствие, разрушение условий формирования личности ученика.

Тезис о деперсонализации образования вначале представляется не только спорным, но и парадоксальным. Действительно, во множестве книг, статей, выступлений мы читаем и слышим заявления о необходимости развития личностного подхода к учащемуся. Но не являются ли данные заявления просто красивыми декларациями, которые только в редких случаях подтверждаются реальными педагогическими практиками? Автор данной работы отвечает на этот вопрос однозначно утвердительно: личностный подход предполагает усиление, а не ослабление роли личности самого учителя.

Автор убедительно показывает, что нивелировка личностного начала в образовании  происходит не только спонтанно (в силу каких-то социальных или иных причин), но является результатом внедрения двух парадигм, в корне противоречащих российской ментальности и отечественным традициям образования, – сциентистски-технократической и постмодернистской. На их основе сформировались два соответствующих направления в современной российской педагогике, которые с разных сторон ведут к одному и тому же печальному финалу: «размыванию» личности, превращению ее в объект всевозможных манипуляций.

Кроме анализа мировоззренческих оснований и социальных последствий деструктивных направлений, автор разработал и представил развернутую модель гуманистического социально-педагогического идеала, на основе которой наиболее полно реализуется как личность ученика, так и личность учителя.

Книга предназначена для специалистов в области философии образования, а также для всех интересующихся проблемами воспитания и развития личности.

Скачать книгу можно здесь — Kalanchina. Lichnost v Obrazovaniyi

 

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

О болонской системе и будущем отечественного образования (размышления преподавателя вуза)

Родительский конгресс вынес вердикт реформам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Подборка статей по системе Развивающего Обучения