К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Сегодня считается архаизмом и даже дурным тоном отсутствие в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Об этом велась дискуссия «Образование будущего: альтернативы и возможности», состоявшаяся на Петербургском международном экономическом форуме. Сотрудники IT-компаний и представители вузов обсудили, как на деле должна меняться система высшего образования, чтобы оставаться актуальной, и есть ли у классических вузов шансы на выживание.

Наиболее занимательным нам показалось выступление Д. Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ): «Стартапы и крупные IT-компании отнимают у высшего образования рынок, делая то же самое, но дешевле, эффективнее и быстрее. Граница между высшим, средним, дополнительным и любым другим образованием постепенно исчезает, и тогда никакого смысла в системе высшего образования нет. Все эти функции легко организуются другими агентами — причем быстрее, дешевле и эффективнее.

Представьте пять олимпийских колец. Центральное кольцо — это отрасль. В данном случае — университеты, которые в феодальной модели владеют правами на систему высшего образования. Эту отрасль атакуют с разных сторон четыре других кольца. Первое — это стартап, включающий в себя принципиально новые модели. Второе — крупные IT-компании, держатели цифровых платформ, на которых можно сделать сверхмасштабную и дешевую систему образования. Третье кольцо — это другие отрасли, которые понимают, что высшее образование — банкрот. Четвертое — это другие новые рынки, способные создавать опережающие системы подготовки. Все они это центральное кольцо высшего образования последовательно, со вкусом, поедают — отнимая у него рынки, делая то же самое, что раньше делала система высшего образования, но дешевле, эффективнее и быстрее.»

Здесь хочется возразить — автор доклада не учитывает тот факт, что школа и вуз существуют  не просто для механической передачи информации и обучения компетенциям.  Образование как важнейший социальный институт призвано выполнять более серьезные функции, например, способствовать всестороннему развитию мышления, формировать целостное представление об окружающем мире, развивать эстетическое, нравственное восприятие.

Конечно же вспоминая о достижениях советской системы образования, мы не имеем в виду воспроизводство ее под копирку. Мне — начинающему учителю в 80-ые годы директор школы постоянно напоминала, что наша цель — формирование — гармонически развитой личности, с целостным видением мира, концептуально мыслящей, нравственно зрелой. Она учила, как важно учитывать универсальные принципы — подходы, которые в те годы с приличной скоростью двигали и образование, и народ, и, соответственно, страну вперед. Например, принцип бесплатности и равных стартовых возможностей обеспечивал доступ к качественному образованию и реализации способностей талантливых детей из глубинки и разных социальных слоев. Поэтому не было недостатка в передовых кадрах в сфере производства, инженерных и конструкторских бюро, информационных технологий, медицины, образования, искусства и пр.

Вот еще один сегодня часто игнорируемый — принцип соблюдения иерархии — взрослый- ребенок/ учитель — ученик. Ребенок объявляется «самостоятельным образовательным субъектом, который сам строит свою образовательную траекторию» — со всеми вытекающим последствиями.

Или принцип понимания образования как института передачи духовного опыта и социализации молодежи. — В этом случае не может идти никакой речи об образовании как сфере услуг. Можно вспомнить и более частные принципы-методы, например, изложение учебного материала — от более простого — к более сложному, от частного — к общему,  которые тоже повсеместно нарушается.

По сути все это принципы классической гуманистической традиции в образовании. Применяя их, педагог всегда будет иметь возможность индивидуально работать не только с каждым классом, но и с учеником. Это не конкретные рецепты — а скорее — основополагающие мировоззренческие установки.

Возвращаясь к вопросу, насколько обоснованно ставится задача массового внедрения ИКТ в образовательный процесс, не будем отрицать очевидного: технологии важны —  особенно когда применяются оправданно, для более глубокого усвоения учебного материала. Но тем не менее они вторичны и являются лишь вспомогательным инструментом преподавателя. Зачастую их используют просто как иллюстративный материал — для большей наглядности. И это несет опасность оказаться от них в зависимости.  Может быть масса причин, когда (например, вдруг отключат электричество) преподаватель не сумеет провести занятие без ущерба усвоению материала. По крайней мере, в преподавании гуманитарных дисциплин — на мой взгляд — часто достаточно обычной доски и мела, хороших методических пособий и профессионального багажа, в редких случаях обращаться к ИКТ.

Вспомним, что Сократ вообще без аудиторий обходился и даже не записывал свои рассуждения, но его имя навеки сохранено в культурном коде цивилизации, так как он сформулировал основные вопросы философии и дал на них ответы. Все, что было позже — часто лишь развитие идей — его и его учеников. Интересен также феномен  философской милетской школы — в 7-6 вв. до нашей эры. Не имея лабораторных условий, древнегреческие мыслители — по сути — боле чем за 2500 лет предвосхитили открытие электрона в конце 19 века . При этом писали на льняных тканях и пальмовых листьях. Поэтому, думается, в век технического прогресса есть резон не забывать сократовскую мудрость «Все свое ношу с собой».

Есть интересные исследования психологов на тему, почему в советское время у большей части детей было хорошо развито воображение, которое играет важную роль в формировании образного — абстрактного -понятийного — а затем и концептуального мышления. Так вот одна из причин — отсутствие обилия ярких, прорисованных до деталей иллюстраций. Оказывается, ребенка нужно стимулировать самому «дописать», «домыслить» образ из книжки. Сегодня у многих детей не формируется первая ступенька образного мышления — по причине того, что уже нечего домысливать — самому придумывать и фантазировать. Современные книжки-комиксы и вся детская видеоиндустрия — по сути — сплошной сенсорный шок. Если не чувствовать меры в использовании технологий визуального ряда — мозги у детей буквально раскисают на глазах. Работая сначала в школе, затем в вузе, я заметила, что те ребята, которые не умеют подключать образное мышление во время чтения и прослушивания лекций — не могут усвоить и учебный материал — т.е. вообще его не воспринимают.

И. Каланчина.

PS. Вот , кстати, показательная иллюстрация этому из жизни.