Принято решение о создании министерства просвещения

Подобное наименование уже существовало прежде — в послевоенные годы в нашей стране ведомство с таким названием полностью соответствовало основному значению этого слова. Действительно, в основе системы советского образования лежали идеалы просвещения, творческого созидания, гармонии, здоровья и добра.

Нынешнее министерство просвещения будет отвечать за  за школы, лицеи, колледжи. Также в сферу  его внимания войдут вопросы опеки и попечительства, воспитания, социальной поддержки и защиты учеников. Появление новой структуры в правительстве РФ связано с тем, что ранее объединенные ведомства в рамках Минобрнауки теперь снова разделят. Высшие учебные заведения, развитие науки — теперь войдут в область компетенции Министерства науки и высшего образования. На должность главы последнего претендуют заместитель Васильевой Г. Трубников; директор Российского научного фонда А. Хлунов и руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков. ФАНО будет ликвидировано, его функции перейдут министерству науки и высшего образования.

Министерство просвещения возглавит О. Васильева, в  поддержку которой постоянно высказывались представители педагогического сообщества, а также неравнодушные родители и ученики. Своими высказываниями в пользу возрождения лучших достижений отечественного образования О. Васильева снискала симпатии в самых широких слоях населения. В конце марта этого года была даже  запущена петиция с обращением к руководству страны с просьбой поддержать последние инициативы Васильевой, направленные на формирование единого образовательного пространства — через утверждение списка художественных произведений русских классиков в качестве базового образовательного стандарта по литературе.  Ольга Юрьевна не раз отмечала необходимость отмены ЕГЭ в форме тестирования, но не сразу, а поэтапно, с учетом согласования содержания школьных программ и  современных образовательных методик. В качестве приоритетов она называет  фундаментальное образование; нравственное и трудовое воспитание; знания, умения и навыки, а не «натаскивание» на ЕГЭ.  Также среди важнейших задач она видит формирование единого образовательного пространства, когда любой школьник, прервав образовательный процесс в одном городе Российской Федерации мог бы без потерь продолжить его в другом. Для этого необходима создание единой базовой линейки учебников и синхронизация школьных программ, чтобы содержание образования отвечало современным задачам. Ведь именно в школьном возрасте закладываются основы интеллектуального и нравственного формирования личности.

Удастся ли  Ольге Васильевой осуществить в новом министерстве эти планы — вопрос далеко не праздный. К сожалению, не все разделяют ее взгляды. Многочисленные печальные новости, например, об  укрупнении школ, назначении «управляемых» директоров (эффективных менеджеров) и прочих инициативах противников развития России, нельзя назвать утешительными.

Делать какие-либо прогнозы сегодня сложно, так как, по справедливому мнению большей части учителей и преподавателей вузов, деградация отечественного образования достигла огромных масштабов. Поражает отсутствие у современных выпускников школ каких-либо основ целостного мировоззрения, низкий уровень знаний и общей культуры — при наличии завышенной самооценки и отсутствии уважения к авторитетам. К каким социальным последствиям в итоге ведет подобная образовательная политика  — мы все более осознаем на фоне роста детской беспризорности, агрессии, суицида и многих других социальный девиаций.

Пока что некоторый оптимизм вызвает тот факт, что неравнодушных к этим проблемам становится все больше, в том числе среди родителей, молодых учителей и журналистов. Например, статья «Истерика российской школы» журналиста-педагога Марины Ярдаевой, хотя и написанная в стиле современной эпатирующей журналистики, вызвала большой резонанс — https://www.gazeta.ru/column/yardaeva/11752831.shtml

Или материал о новых инициативах Кузьминова-Грефа «Система, убивающая разум» —  http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/sistema-ubivayuschaya-razum

Подготовила И. Каланчина.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Школа и здоровье не совместимы?

Домашнее образование: тупик или выход?

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность