Домашнее образование: тупик или выход?

«Школа — очень жесткая среда. Мой ребенок на днях заявил, что больше не пойдет в школу. Что нам делать? Может быть, просто нанять репетиторов и забыть школу, как кошмарный сон?» — часто можно услышать от родителей школьников, особенно в крупных городах и мегаполисах.

Кроме причин, связанных с безобразными методиками и учебниками, детской и взрослой агрессией, отчуждением учителей от детей, встречается также много свидетельств и о социальном неравенстве, которое проявляется в современной школе. Уже стало данностью, что к детям высокопоставленных начальников и богатых бизнесменов отношение более внимательное и снисходительное. Им больше уделяют внимания в процессе обучения и в сравнении с другими детьми явно завышают оценки. Как многие убедились, особенно после просмотра фильма «Последний звонок», даже платное образование в так называемых элитных школах сегодня не гарантирует высокого уровня знаний и нравственного воспитания.

Поэтому неудивительно, что все больше семей решают, что детям лучше обучаться дома. В последние годы появилось  целое движение — люди вскладчину  издают советские учебники — от букваря и прописей — до учебников по астрономии и логике и дополнительно к школьным заданиям занимаются по проверенным временем советским методикам. Также растет число тех, кто переходит на семейное обучение:  группы из нескольких семей первоклашек нанимают учителей  и идут по начальной школе. Часто результаты на проверочных работах у этих ребят намного выше, чем у тех, кто ходит в государственные школы.  Вот в качестве иллюстрации одна история из множества подобных. Родителям пришлось забрать ребенка из первого класса — так как ему (кстати — обычному мальчику) было неинтересно в школе. Он с большим нежеланием отправлялся на занятия и приходил  оттуда поникшим, нерадостным и усталым. Оказалось, что мальчик намного опережал программу первого класса: его одноклассники  в течение всего первого года обучались проводить счет  только в пределах 20, а мальчик – в пределах сотен.

Какие же аргументы приводят сторонники семейного образования?

— Отсутствие агрессивной атмосферы школьного мирка, где практически все участники педагогического процесса постоянно на взводе.

— Возможность выбора наиболее компетентных специалистов, индивидуальный список учебных дисциплин, учебников, методик и тем.

— Комфортный ритм занятий.

— Снижение риска соматических заболеваний и психологических перегрузок.

— Индивидуальный подход, при котором преподаватель один на один с учеником, позволяет более полно и качественно воспринять учебный материал.

Именно для таких ответственных родителей сегодня существует несколько возможностей, чтобы оптимизировать обучение и снизить риски для ребенка. Есть различные варианты, например, можно оформить надомное обучение. В этом случае — де юре — школа несет ответственность за качество и результаты образования. Вы договариваетесь о расписании индивидуальных занятий с учителями. Ребенок остается прикрепленным к определенному классу и вместе с другими детьми выходит на выпускные экзамены. В действительности же посещение учителей ограничено их большой внеучебной занятостью (сегодня они обязаны заполнять огромное количество разных бумаг и отчетов, в том числе и в интернете, например, ведение электронного журнала занимает очень много времени), поэтому часто они предлагают проводить занятия по скайпу. Но это обезличивает и отрицательно влияет на учебный процесс.

Есть другой вариант, когда мальчика или девочку «приписывают» к муниципальной школе, но оформляют на семейное обучение. В соответствии с российским законодательством такое образование называется семейным. Для того, чтобы пройти аттестацию, необходимо прикрепиться к школе. Есть варианты с ИУПом (индивидуальным учебным планом). Однако для этого желательно наладить рабочие отношения с учителями и руководством школы, так как часто родители, идущие на подобные меры, встречают большое непонимание со стороны окружающих и определённую неграмотность в сфере законодательства со стороны чиновников. Но в большинстве случаев данный шаг совершается родителями со зрелой позицией, понимающими всю степень ответственности. Поэтому учебный процесс в этих семьях происходит, как правило, успешно. В этом случае родители приглашают репетиторов, некоторые же занимаются с детьми сами. Такая форма освобождает учителей от необходимости посещать ученика и нести ответственность за его знания, а  ребенка —  от ежедневных посещений школьных занятий, но не от проверочных работ. Поэтому в конце каждой четверти или полугодия родители приводят дочку или сына в школу для сдачи контрольной или даже ОПР (общероссийской проверочной работы). Нередко случается, когда семья после окончания начальной школы «возвращается» к обычной системе школьного образования, поскольку при сегодняшней его вариативности со временем все сложнее обеспечить необходимый объем и качество знаний. В последнее время широкое распространение получил вариант, когда дети, оформленные на семейное обучение, посещают частные школы, которые работают по типу образовательно-досуговых центров, не имея специальной аккредитации для проведения проверочных работ и аттестации учеников. Но это не является большой  проблемой, поскольку, как мы указали выше, все контрольные работы и экзамены «семейники» без трудностей проходят в муниципальных учебных заведениях. И, как правило, показывают достаточно высокие результаты.

Возможно, кому-то решение родителей  вывести ребенка из официальной системы образования покажется довольно радикальным, так как, по сути, в этом случае родители практически разрывают отношения с государственной системой среднего образования и берут  всю ответственность за подготовку к ЕГЭ на себя. Как правило, приводятся такие возражения:

— большой риск, что вы не сможете «правильно подготовиться» к сдаче ЕГЭ, так как постоянно меняются правила сдачи экзаменов по разным предметам;

— ваше чадо привыкнет к комфортной домашней атмосфере и не научится строить отношения с социумом;

— если большая часть начнет обучаться в подобном автономном режиме — будет нарушено единое культурное пространство (культурный код), которое объединяет людей в единую социальную общность, что несет угрозу государственным институтам.

Итак, семейное образование — это зона высокой ответственности и напряженной работы родителей. Конечно, необходимо все хорошо взвесить, изучить специальные законы, исследовать чужой опыт, выслушать разные точки зрения, принять во внимание индивидуальные особенности и  возможности ребенка и семьи, прежде чем принять решение. Ведь от качества и уровня образования зависит будущее наших детей.

И. Каланчина.

Приглашаем к дискуссии на заданную тему в ВК — https://vk.com/detskaya_ploshadka_dlya_vzroslyh

Прилагаем видео-интервью  с алтайским педагогом Каланчиной И.Н.  — о причинах неэффективности современного школьного образования.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность