Домашнее образование: тупик или выход?

«Школа — очень жесткая среда. Мой ребенок на днях заявил, что больше не пойдет в школу. Что нам делать? Может быть, просто нанять репетиторов и забыть школу, как кошмарный сон?» — часто можно услышать от родителей школьников, особенно в крупных городах и мегаполисах.

Кроме причин, связанных с безобразными методиками и учебниками, детской и взрослой агрессией, отчуждением учителей от детей, встречается также много свидетельств и о социальном неравенстве, которое проявляется в современной школе. Уже стало данностью, что к детям высокопоставленных начальников и богатых бизнесменов отношение более внимательное и снисходительное. Им больше уделяют внимания в процессе обучения и в сравнении с другими детьми явно завышают оценки. Как многие убедились, особенно после просмотра фильма «Последний звонок», даже платное образование в так называемых элитных школах сегодня не гарантирует высокого уровня знаний и нравственного воспитания.

Поэтому неудивительно, что все больше семей решают, что детям лучше обучаться дома. В последние годы появилось  целое движение — люди вскладчину  издают советские учебники — от букваря и прописей — до учебников по астрономии и логике и дополнительно к школьным заданиям занимаются по проверенным временем советским методикам. Также растет число тех, кто переходит на семейное обучение:  группы из нескольких семей первоклашек нанимают учителей  и идут по начальной школе. Часто результаты на проверочных работах у этих ребят намного выше, чем у тех, кто ходит в государственные школы.  Вот в качестве иллюстрации одна история из множества подобных. Родителям пришлось забрать ребенка из первого класса — так как ему (кстати — обычному мальчику) было неинтересно в школе. Он с большим нежеланием отправлялся на занятия и приходил  оттуда поникшим, нерадостным и усталым. Оказалось, что мальчик намного опережал программу первого класса: его одноклассники  в течение всего первого года обучались проводить счет  только в пределах 20, а мальчик – в пределах сотен.

Какие же аргументы приводят сторонники семейного образования?

— Отсутствие агрессивной атмосферы школьного мирка, где практически все участники педагогического процесса постоянно на взводе.

— Возможность выбора наиболее компетентных специалистов, индивидуальный список учебных дисциплин, учебников, методик и тем.

— Комфортный ритм занятий.

— Снижение риска соматических заболеваний и психологических перегрузок.

— Индивидуальный подход, при котором преподаватель один на один с учеником, позволяет более полно и качественно воспринять учебный материал.

Именно для таких ответственных родителей сегодня существует несколько возможностей, чтобы оптимизировать обучение и снизить риски для ребенка. Есть различные варианты, например, можно оформить надомное обучение. В этом случае — де юре — школа несет ответственность за качество и результаты образования. Вы договариваетесь о расписании индивидуальных занятий с учителями. Ребенок остается прикрепленным к определенному классу и вместе с другими детьми выходит на выпускные экзамены. В действительности же посещение учителей ограничено их большой внеучебной занятостью (сегодня они обязаны заполнять огромное количество разных бумаг и отчетов, в том числе и в интернете, например, ведение электронного журнала занимает очень много времени), поэтому часто они предлагают проводить занятия по скайпу. Но это обезличивает и отрицательно влияет на учебный процесс.

Есть другой вариант, когда мальчика или девочку «приписывают» к муниципальной школе, но оформляют на семейное обучение. В соответствии с российским законодательством такое образование называется семейным. Для того, чтобы пройти аттестацию, необходимо прикрепиться к школе. Есть варианты с ИУПом (индивидуальным учебным планом). Однако для этого желательно наладить рабочие отношения с учителями и руководством школы, так как часто родители, идущие на подобные меры, встречают большое непонимание со стороны окружающих и определённую неграмотность в сфере законодательства со стороны чиновников. Но в большинстве случаев данный шаг совершается родителями со зрелой позицией, понимающими всю степень ответственности. Поэтому учебный процесс в этих семьях происходит, как правило, успешно. В этом случае родители приглашают репетиторов, некоторые же занимаются с детьми сами. Такая форма освобождает учителей от необходимости посещать ученика и нести ответственность за его знания, а  ребенка —  от ежедневных посещений школьных занятий, но не от проверочных работ. Поэтому в конце каждой четверти или полугодия родители приводят дочку или сына в школу для сдачи контрольной или даже ОПР (общероссийской проверочной работы). Нередко случается, когда семья после окончания начальной школы «возвращается» к обычной системе школьного образования, поскольку при сегодняшней его вариативности со временем все сложнее обеспечить необходимый объем и качество знаний. В последнее время широкое распространение получил вариант, когда дети, оформленные на семейное обучение, посещают частные школы, которые работают по типу образовательно-досуговых центров, не имея специальной аккредитации для проведения проверочных работ и аттестации учеников. Но это не является большой  проблемой, поскольку, как мы указали выше, все контрольные работы и экзамены «семейники» без трудностей проходят в муниципальных учебных заведениях. И, как правило, показывают достаточно высокие результаты.

Возможно, кому-то решение родителей  вывести ребенка из официальной системы образования покажется довольно радикальным, так как, по сути, в этом случае родители практически разрывают отношения с государственной системой среднего образования и берут  всю ответственность за подготовку к ЕГЭ на себя. Как правило, приводятся такие возражения:

— большой риск, что вы не сможете «правильно подготовиться» к сдаче ЕГЭ, так как постоянно меняются правила сдачи экзаменов по разным предметам;

— ваше чадо привыкнет к комфортной домашней атмосфере и не научится строить отношения с социумом;

— если большая часть начнет обучаться в подобном автономном режиме — будет нарушено единое культурное пространство (культурный код), которое объединяет людей в единую социальную общность, что несет угрозу государственным институтам.

Итак, семейное образование — это зона высокой ответственности и напряженной работы родителей. Конечно, необходимо все хорошо взвесить, изучить специальные законы, исследовать чужой опыт, выслушать разные точки зрения, принять во внимание индивидуальные особенности и  возможности ребенка и семьи, прежде чем принять решение. Ведь от качества и уровня образования зависит будущее наших детей.

И. Каланчина.

Приглашаем к дискуссии на заданную тему в ВК — https://vk.com/detskaya_ploshadka_dlya_vzroslyh

Прилагаем видео-интервью  с алтайским педагогом Каланчиной И.Н.  — о причинах неэффективности современного школьного образования.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Школа и здоровье не совместимы?

Домашнее образование: тупик или выход?

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность