Какой должна стать наша школа?

Авторам  проекта «Последний звонок», которому посвящена наша предыдущая заметка, удалось пробудить настоящую волну народного  беспокойства по поводу  критической ситуации в российском образовании. При этом так называемые официальные СМИ упорно замалчивают и само существование  этого уникального проекта, и развернувшуюся вокруг него дискуссию.  

Но в это время на профильных интернет-площадках, в социальных сетях идет бурное обсуждение всех интервью и документального материала, собранного в итоговой  части «Последнего звонка». В процессе своей работы  и выпусках  всех серий  видеофильма  и  авторы, и участники проекта неоднократно ссылались на опыт советского образования, как образцовый и достойный  для возвращения в российские школы, колледжи и вузы  (см.  http://www.fondaltai21.ru/2017/12/14/film-posledniy-zvonok-mneniya-uchiteley-i-roditeley/ )

Но именно этот  тезис  сегодня подвергается наибольшей критике со стороны  не только чиновников, но и даже некоторых родителей и учителей.  Многие сомневаются,  можно ли опыт советской школы прошлого века перенести в XXI век.  Кроме того,  сегодня активно навязывается мнение о том, что на самом деле представления о достижениях советского  образования  основаны на мифах и если что-то и было хорошего, то  совершенно неприменимо к современным  реалиям.

И здесь необходимо, на наш взгляд, сделать важное уточнение. Конечно же, авторы «Последнего звонка» и эксперты не предлагают  возвратиться  в прошлое и  повторить  один в один советскую систему образования. Понятно, что это невозможно. Но  они говорят о необходимости возродить общие принципы — подходы, которые динамично продвигали советское образование, науку, культуру  и уровень сознания народа в русле подлинной эволюции.

В первую очередь, это  принципы классической гуманистической традиции в образовании. Применяя их  — педагог всегда будет иметь возможность выстроить наиболее оптимальную тактику преподавания и индивидуально работать с каждым классом и даже учеником. Причем это не конкретные рецепты, которые всегда уникальны и имеют подвижную,  творческую природу,  а скорее — основополагающие мировоззренческие установки. К таким фундаментальным  и универсальным  основам можно отнести, например, в качестве цели — формирование  гармонически развитой личности, с системным видением мира, концептуально мыслящей, нравственно зрелой. Также сегодня забытый (и часто намеренно игнорируемый)  принцип соблюдения иерархии взрослый — ребенок/ учитель — ученик.  К сожалению, сегодня ребенок объявляется «самостоятельным образовательным субъектом, который сам строит свою образовательную траекторию»,  что в результате сильно тормозит его  интеллектуальное развитие.   Или принцип понимания образования как института передачи духовного опыта и социализации молодежи. – И в этом случае не может идти никакой речи о  принятом сегодня определении  образования  как сферы услуг.

Можно вспомнить и принцип равных стартовых возможностей,  также повсеместно  нарушаемый.  Характерным тому подтверждением  стал документальный  эпизод  проекта  «Последний звонок», когда  директор одной из элитных центральных школ, рекламировала  свою школу, проводя деление  детей  на «породистых скакунов» и «колхозных кляч».  Напомним, и самих авторов,  и  многих зрителей  этот  случай  откровенного  социал-дарвинизма буквально шокировал.

Но надежды на выздоровление нашего образования окончательно не потеряны. Как и  обещали,  мы с радостью представим опыт  школьного дела, где  руководители и сотрудники осознанно сохраняют и применяют к современным реалиям самые лучшие достижения советского образования.  Мы хотим рассказать о школе Центра образования «Царицыно» (школа № 548), расположенной в Подмосковье, в  ЗАО «Совхоз имени Ленина».  Директор этого крупного аграрного комплекса П.Н. Грудинин  относится к школе как своему детищу. И при его непосредственном участии в сентябре 2017 года весь школьный коллектив переехал в новое здание, спроектированное и построенное  на основе новейших технологий.  О технических, архитектурных решениях с применением элементов бионики  вы можете подробно ознакомиться  в материале  http://www.the-village.ru/village/city/interior/278768-shkola-548

Нам же интересно отдельно остановиться на содержательной  стороне, целях и задачах, которые ставит перед собой  педагогический коллектив.  Показательно, что  сам П. Н. Грудинин в  одном из интервью сделал акцент на то, что и в детский садик, и в школу они принципиально принимают всех детей, проживающих рядом, независимо от  социального статуса и материального благополучия родителей. И если оплата за учебу в элитной московской школе составляет один миллион рублей в год (то есть образование превращено в доходный бизнес, что несовместимо с его истинными целями и задачами), то в школе  ЗАО «Совхоз имени Ленина», по оценкам специалистов являющейся лучшей не только в России, но и в Европе,  дети учатся бесплатно.  Рассказывая об этом, взрослые подчеркивают, что для них все дети – это  элита –  но в смысле  особого отношения, заботы и любви.

Помимо перечисленных выше принципов советской системы образования, важными аспектами, которым в школе № 548 отводят важную роль,  являются  соединение обучения с производительным трудом, политехническое образование и формирование научного мировоззрения. Здесь имеется уникальная исследовательская база, где ребята проводят  опыты, эксперименты, а также познают основы архитектуры, дизайна, программирования, ведут наблюдения за звездным небом в собственной  обсерватории.  Много внимания уделяется эстетическому и нравственному воспитанию.  А лучшим ученикам  ЗАО  выплачивает стипендии, размер которых зависит от успеваемости и загруженности общественной работой.

И. Каланчина.

С радостью приглашаем вас на экскурсию в «школу будущего»!

 

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность