Их пугают, а им не страшно

Школьники очень расстроили писателя Дмитрия Быкова. С народом ему давно все понятно: он безнадежен, с ним не повезло. Но дети?! Как говорится, «лучшие люди города» прививают им в Сети «демократические ценности», да и сам литератор пошел учительствовать, чтобы сеять зерна свободы, а в итоге — ​никакой благодарности. 

Автор романов с горечью поведал о том, как предложил своим ученикам написать короткое сочинение на тему «Если завтра стена» и получил не те ответы, которые ожидал. Тема понятна: изоляция — ​зло — ​мы же все понимаем. В системе ценностей стандартного отечественного либерала «железный занавес» — ​ужас-ужас. И ученики должны были безоговорочно принять эту логику, назначив — ​на выбор — ​виновных: власть, народ или историю.

Вместо этого подростки честно рассказали о том, как они относятся к перспективе появления нового «железного занавеса». Результаты Быкова «несколько удивили». Наверное, он хотел россыпь «прогрессивных мыслей». Но оказалось, что школьники либо не видят ничего ужасающего в этом самом «железном занавесе», либо рассуждают о том, что он полезен, либо утверждают, что изолировать такую страну, как Россия, в XXI веке невозможно. И никакого кликушества: все здраво, сдержанно и разумно. Никто не закричал: «Пора валить!»

«Конечно, жаль, мы снова спрячемся в раковине, но тогда родится жемчужина. Обращение России к самой себе возродит уровень культуры и всего-всего. Я  за занавесом выживу, страдать не буду. Мое будущее не обязано зависеть от Европы, Америки, Азии», — ​написала в своем сочинении 15-летняя Ника. А 14-летний Андрей, например, полагает, что «разговоры про железный занавес довольно смешны».

«Для России железный занавес был временем особенного развития науки и культуры. Россия так устроена, что она лучше всего отвечает на вызовы…» — ​считает 15-летняя Валентина. Так же настроены и другие ученики.

Удар ощущается вдвойне болезненнее, потому что Быков не просто учительствует, но проповедует и пророчествует. Его предсказания хорошо известны. «Эта система, изначально кривая, еще до всякого Октября, могла производить только больные ситуации, в которых правильный выбор отсутствовал», — ​так он описывает Россию в романе «Июнь».

Там же он утверждает, что здесь «нельзя быть хорошим человеком», ведь «всякий моральный выбор непременно превращал тебя в подлеца». Эпитет — ​характерный. Соратники Быкова по борьбе любят пригвоздить острым словцом. Вспомним, как несколько лет назад на одном ток-шоу центрального телеканала пятилетняя девочка спела гимн России и моментально была зачислена пропагандисткой Ксенией Лариной в разряд «уродов». Тогда ведущей либеральной радиостанции стало «стыдно за страну»… «Поле чудес» превращает в уродов даже детей», — ​комментировала она. Все, что угодно, но только не гимн страны! Быков, конечно, деликатнее, у него — ​всего лишь подлецы…

Или, как он проповедовал все в том же «Июне», двурушники: «Народ-предатель. Никакой внутренней основы. Он предает всех».

Приятно видеть, как литератор ошибается.

Ни уродов, ни подлецов, ни предателей. Наши дети, пусть и попавшие почему-то к учителю, их презирающему, но даже в этих условиях сохраняющие достоинство и здравый смысл, не покупающиеся на дешевые лозунги.

Что рассказать о будущем? Конечно, хочется бодро воскликнуть, что с таким поколением — ​не пропадем, и слишком многое свидетельствует в пользу самых оптимистичных прогнозов. Но дети — ​это все еще поле битвы: воспитательной, идеологической, эстетической. То, как они сопротивляются сегодня соблазнам (скажем, бегство в интернет — ​что может быть заманчивее), сделает честь любому взрослому, но не стоит бросать их одних. Справятся с Дмитрием Быковым, выплывут — ​молодцы, а потонут — ​туда им и дорога. Так нельзя, конечно. Последний год — ​бум конкурсов, в которых школьники описывают, какой хотят видеть страну: сильной, самодостаточной, свободной. Но, будем честны, моду пока задают другие — ​или Ольга Бузова (она теперь, кажется, везде), или Быков и сотоварищи, подавшиеся в «просветители», прекрасно себя чувствующие и вещающие без остановки о том, как России нужно сдаться.

История, рассказанная литератором, который не так давно восхищался тем, как молодежь ходит на протестные митинги, — ​повод не только иронично указать Быкову на его несостоятельность как властителя дум. Перед Россией сегодня слишком много проблем, чтобы хватило одного умиления тем, какие у нас отличные школьники.

Они-то молодцы. А мы?

Андрей Рудалев, публицист

Источник: http://portal-kultura.ru/articles/best/191144-plemya-mladoe-odinokoe/

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность