От редакции: наконец-то появились подтверждения тому, что так называемые «традиционные» формы образования, с непосредственным контактом «учитель – ученик» ничем заменить невозможно. Хотя и мы, и множество наших коллег об этом писали с самого начала. Приводим статью на эту тему. Последние исследования свидетельствуют о том, что онлайн-учеба менее эффективна по сравнению с традиционными face-to-face методами преподавания. В частности, об этом говорится в последнем отчете сотрудников Центра образовательной политики в Колледже образования и развития человека Университета Джорджа Мейсона.
Авторы исследования составили рекомендации Министерству образования США о том, что сокращение доли офлайн-образования в пользу онлайна будет являться нарушением интересов потребителей и ухудшит качество образования в стране.
«Онлайн-образование не смогло сократить расходы и улучшить результаты для студентов, — написано в исследовании. — Преподаватели, академические лидеры, общественность и работодатели продолжают придавать дипломам об онлайн-образовании меньшее значение, чем дипломам традиционным».
В качестве основной ценности образования была названа регулярная и содержательная интерактивность студентов и преподавателей.
О том, что ожидания в отношении рынка онлайн-образования, мягко говоря, завышены, минувшим летом заявил также исследователь Джастин Райх из Массачусетского технологического института, опубликовав статью, в которой он объяснил, почему MOOК не выполнят свою предполагаемую миссию.
Во-первых, всего 3% начавших обучение онлайн заканчивают начатое.
Главное опасение исследователей вызывает так называемый показатель доходимости. Большая часть учащихся бросают учебу, не завершив начатые курсы, причем с годами показатель доходимости только падает. Если в 2014–2015 годах почти среди всех участников MOOК курсы до конца прошли всего 6% учащихся, то в 2016–2017 годах этот показатель был 4%, а в 2017–2018 годах — только 3,13%. При этом большая часть покупателей онлайн-курсов даже не открывает их.
Во-вторых, география образования не расширяется.
Помимо этого, не подтвердился тезис о демократизации и большей доступности образования в связи с появлением MOOК. Исследование Джастина Райха показало, что студенты онлайн-программ MIT и Гарварда в подавляющем большинстве живут в высокоразвитых странах. Никакого проникновения образования в страны с низким уровнем жизни благодаря интернету не произошло.
- Низкая вовлеченность в процесс.
Низкая вовлеченность объясняется тем, что учащиеся не верят в то, что потраченное время и финансовые вложения окупятся соответствующим увеличением их стоимости на рынке труда.
- Отсутствие мотивации
Слушатели онлайн-курсов не могут самостоятельно поддерживать мотивацию для прохождения курсов, и создателям образовательных программ ничего не удается с этим поделать. Чем ниже уровень саморегуляции, тем хуже получается учиться самостоятельно.
- Спорное качество курсов
Часто в MOOК включают методики преподавания, не доказавшие свою состоятельность.
- Отсутствие элемента живого общения
Онлайн вынимает из образовательного процесса важную составляющую в виде человеческого общения — либо сильно сужает его возможности. В то же время доказано, что образовательный процесс осуществляется, в частности, через социально-психологический механизм «заражения» и подражания. В онлайне этот механизм воспроизвести практически невозможно.
Кому онлайн противопоказан
Исследователи Эрик Беттингер и Сюзанна Лоеб из Стэндфордского университета показали, что онлайн-курсы решительно противопоказаны наименее подготовленным студентам и студентам, не обладающим особыми талантами к обучению. Это подтверждается данными исследования, проведенного в чикагских средних школах. Ученики, завалившие экзамен по алгебре, были произвольно распределены для подготовки к пересдаче либо на онлайн-курсы, либо на обычные курсы. Первые в основном снова завалили экзамен, вторые же сдали более успешно.
Еще одно исследование было проведено профессорами из Гарварда и Стэнфорда на базе сотен тысяч студентов в Университете DeVry, который предлагает онлайн — и очные версии всех своих курсов, используя одни и те же учебники, оценки, задания и лекционные материалы в каждом формате. Несмотря на то, что курсы кажутся идентичными, учащиеся, которые поступают в онлайн, чувствуют себя значительно хуже.
В то же время высоко мотивированным людям и людям с повышенными способностями онлайн-курсы могут помочь в расширении знаний как вспомогательные (в дополнение к традиционным) образовательные платформы.
Такой разный онлайн
Конечно, нельзя сказать, что онлайн совсем не работает. В конце концов, онлайн-курсы можно разбить на несколько категорий, и некоторые из них довольно эффективны.
Например, исследования показывают, что те, кто учится по смешанной методике, объединяя преимущественно онлайн-обучение с дополнительными офлайн-элементами, показывают почти такие же хорошие результаты, как и те, кто учится в исключительно традиционном формате. В этой модели онлайн-ресурсы дополняют традиционное обучение, но не заменяют его.
Если же говорить про полностью интерактивные модели, в которых учащийся никогда не сможет находиться в одной комнате с учителем, то эта категория образовательных платформ признана наиболее проблемной. Занятия без учителя требуют очень высокого уровня мотивации, саморегуляции и организации — необходимый уровень присущ не более чем 3–5% начавших обучение.
Тревожные нотки в образовании
Несмотря на все это, онлайн-образование продолжает уверенное наступление на рынок по всем фронтам, от школьного до вузовского образования. Также оно остается высоко востребованным в корпоративном секторе, поскольку значительно экономит время взрослых учащихся и позволяет прокачивать навыки параллельно с рабочими процессами.
Безусловно, это играет на руку специалистам, поскольку позволяет применять новые умения сразу. Однако наилучшие результаты онлайн-обучение в корпоративном секторе также показывает в случае объединения с офлайн-форматом: одних файлов для чтения недостаточно, важно проводить воркшопы, а также очные встречи для обсуждения результатов, проблемных мест и выстраивания дальнейшей траектории развития.
В 2019 году рынок онлайн-образования дорос до $188 млрд., и к 2025 году участники рынка ожидают его роста до $319 млрд. Ожидается, что следующими продвигаемыми инновациями в образовательных технологиях станут искусственный интеллект и/или виртуальная реальность.
Впрочем, исследователи MIT призывают не делать пока что поспешных выводов о «революционных» преобразованиях, которые несут новые технологии: рынок онлайн-образования уже доказал, что сами по себе они ничего не решают.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17844-pochemu-onlayn-obrazovanie-umiraet?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Домашнее образование: тупик или выход?
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность