Сомнительные прелести дистанта

К нам в редакцию пришло письмо от нашей коллеги, которая приобрела опыт дистанционного обучения одновременно в двух ипостасях: и учителя, и родителя.  Она делится своими размышлениями о положительных и негативных сторонах этой формы преподавания, настойчиво внедряемой в последнее время.  Приглашаем наших авторов и читателей присоединиться к обсуждению этой серьезной проблемы, поскольку образование является одной из ключевых сфер, которая определяет вектор развития или деградации общества на многие годы вперед.

Во-первых, несколько добрых слов. Действительно, в условиях своеобразного самоизолирующего карантина, обучение онлайн – это выход. Это именно то малое зло, которым можно обойтись. Просто временная альтернатива, с которой, в целом, справляются (у меня небольшой опыт, я сужу только по нашей школе, университету, в котором сама работаю). Но! Это ТОЛЬКО временная мера , и именно так она и должна восприниматься обществом. А любые поползновения использовать это как «удачный опыт для дальнейшей реформы системы образования» ДОЛЖНЫ получать максимально жесткое противодействие со стороны педагогического, родительского и студенческого сообщества. Вот мои выводы:

  1. Технические возможности и их отсутствие у отдельных граждан никто не отменял. У кого-то интернет «летает», а кто-то ездит к знакомым, потому что из-за постоянных помех не работает, а у кого-то не работает zoom. У кого-то отличный новый ноутбук на столе, а кто-то качает задания с маминого телефона. Я уже не говорю об очевидной разнице между городскими и сельскими школами. Образование должно быть равным для всех, значит – равными должны быть и технические возможности.  Сейчас этого в стране нет, и при данной экономической и политической системе не предвидится.
  2. Методика и опыт преподавания – 80% успеха образовательного процесса. Учитель – это не говорящая голова, не охранник, следящий, чтобы дети полдня сидели в классе и не разбежались, как тараканы. Это важнейшее звено в передаче знаний. Человек, умеющий и знающий, как эти знания передавать. Да, не всему можно научиться в педагогическом университете, поэтому так ценны опытные учителя, которые как полководцы закаляются в битвах.
  3. Я – преподаватель, я преподаю русский язык иностранцам. Могу объяснить почти все. Но – убей меня Бог! – если я соображу, как объяснить разницу употребления различных суффиксов моему сыну-третьекласснику. А его классная руководительница это умеет! Быстро, и почти всему классу понятно. Оказывается, опыт работы с младшими классами и опыт работы со студентами – это «две большие разницы». А сейчас мы лишены возможности пользоваться этим бесценным опытом. Ладно, мы можем включить zoom, skype…. Или не можем? См. пункт 1.
  4. Онлайн образование начисто сметает оставшийся осколок воспитательной функции школы. Даже официально отказавшись воспитывать, современная школа является мощным формирующим фактором:она приучает работать, к самому факту работы. Не секрет, что дети не любят ходить в школу. Даже в хорошую. Даже в школу с бассейном и интерактивными досками. Ничего удивительного: вам тоже не очень хочется ходить на работу. И если бы не обязанность работать и зарабатывать деньги, вряд ли кто-то с радостью вставал рано утром и куда-то бежал. Школа – работа для детей, их обязанность. Это та неприятная необходимость, которая отрывает от милых сердцу игрушек, но заставляет взрослеть. Делать уроки, каждый день собирать рюкзак, надевать форму, сидеть и смотреть на доску, что-то писать и отвечать – все это так не похоже на то, к чему ты привык дома. Это дисциплина. Это смена привычной обстановки, требующая выработки новых качеств характера и определения важной жизненной системы: есть дом, а есть работа. Дома мы отдыхаем, делаем то, что нам нравится. И даже если нынешний школьник потом всю жизнь будет трудиться фрилансером и рабочим местом считать родной диван, понятия «дом» и «работа» не будут смешиваться воедино.

Поэтому, когда на моем уроке-репетиторстве дети показывают любимых роботов, пьют йогурт, валяются на диване и суют в камеру морских свинок, мне очень трудно сделать строгое лицо и сказать : «Вы на уроке!». Они дома. И этим все сказано. Потому что мой сын-третьеклассник воспринимает дистант не как учебу, а как удлиненное домашнее задание. Порешали примеры– можно поесть, сели писать изложение – любимые лего-тараканы под боком.

Нужно ли отказываться от дистанционного обучения? Ни в коем случае. Это надо использовать и совершенствовать. В конце концов, есть дети-надомники, для занятий с которыми это выход. Но полностью подменять традиционную школу с классно-урочной системой и живым учителем онлайном – глупо и преступно. Так же как и все, что делает нынешняя система с социальной сферой. Можно много чего реформировать, но колесо придумали тысячи лет назад, и служит оно прекрасно.

С. Белокурова.