К нам в редакцию пришло письмо от нашей коллеги, которая приобрела опыт дистанционного обучения одновременно в двух ипостасях: и учителя, и родителя. Она делится своими размышлениями о положительных и негативных сторонах этой формы преподавания, настойчиво внедряемой в последнее время. Приглашаем наших авторов и читателей присоединиться к обсуждению этой серьезной проблемы, поскольку образование является одной из ключевых сфер, которая определяет вектор развития или деградации общества на многие годы вперед.
Во-первых, несколько добрых слов. Действительно, в условиях своеобразного самоизолирующего карантина, обучение онлайн – это выход. Это именно то малое зло, которым можно обойтись. Просто временная альтернатива, с которой, в целом, справляются (у меня небольшой опыт, я сужу только по нашей школе, университету, в котором сама работаю). Но! Это ТОЛЬКО временная мера , и именно так она и должна восприниматься обществом. А любые поползновения использовать это как «удачный опыт для дальнейшей реформы системы образования» ДОЛЖНЫ получать максимально жесткое противодействие со стороны педагогического, родительского и студенческого сообщества. Вот мои выводы:
- Технические возможности и их отсутствие у отдельных граждан никто не отменял. У кого-то интернет «летает», а кто-то ездит к знакомым, потому что из-за постоянных помех не работает, а у кого-то не работает zoom. У кого-то отличный новый ноутбук на столе, а кто-то качает задания с маминого телефона. Я уже не говорю об очевидной разнице между городскими и сельскими школами. Образование должно быть равным для всех, значит – равными должны быть и технические возможности. Сейчас этого в стране нет, и при данной экономической и политической системе не предвидится.
- Методика и опыт преподавания – 80% успеха образовательного процесса. Учитель – это не говорящая голова, не охранник, следящий, чтобы дети полдня сидели в классе и не разбежались, как тараканы. Это важнейшее звено в передаче знаний. Человек, умеющий и знающий, как эти знания передавать. Да, не всему можно научиться в педагогическом университете, поэтому так ценны опытные учителя, которые как полководцы закаляются в битвах.
- Я – преподаватель, я преподаю русский язык иностранцам. Могу объяснить почти все. Но – убей меня Бог! – если я соображу, как объяснить разницу употребления различных суффиксов моему сыну-третьекласснику. А его классная руководительница это умеет! Быстро, и почти всему классу понятно. Оказывается, опыт работы с младшими классами и опыт работы со студентами – это «две большие разницы». А сейчас мы лишены возможности пользоваться этим бесценным опытом. Ладно, мы можем включить zoom, skype…. Или не можем? См. пункт 1.
- Онлайн образование начисто сметает оставшийся осколок воспитательной функции школы. Даже официально отказавшись воспитывать, современная школа является мощным формирующим фактором:она приучает работать, к самому факту работы. Не секрет, что дети не любят ходить в школу. Даже в хорошую. Даже в школу с бассейном и интерактивными досками. Ничего удивительного: вам тоже не очень хочется ходить на работу. И если бы не обязанность работать и зарабатывать деньги, вряд ли кто-то с радостью вставал рано утром и куда-то бежал. Школа – работа для детей, их обязанность. Это та неприятная необходимость, которая отрывает от милых сердцу игрушек, но заставляет взрослеть. Делать уроки, каждый день собирать рюкзак, надевать форму, сидеть и смотреть на доску, что-то писать и отвечать – все это так не похоже на то, к чему ты привык дома. Это дисциплина. Это смена привычной обстановки, требующая выработки новых качеств характера и определения важной жизненной системы: есть дом, а есть работа. Дома мы отдыхаем, делаем то, что нам нравится. И даже если нынешний школьник потом всю жизнь будет трудиться фрилансером и рабочим местом считать родной диван, понятия «дом» и «работа» не будут смешиваться воедино.
Поэтому, когда на моем уроке-репетиторстве дети показывают любимых роботов, пьют йогурт, валяются на диване и суют в камеру морских свинок, мне очень трудно сделать строгое лицо и сказать : «Вы на уроке!». Они дома. И этим все сказано. Потому что мой сын-третьеклассник воспринимает дистант не как учебу, а как удлиненное домашнее задание. Порешали примеры– можно поесть, сели писать изложение – любимые лего-тараканы под боком.
Нужно ли отказываться от дистанционного обучения? Ни в коем случае. Это надо использовать и совершенствовать. В конце концов, есть дети-надомники, для занятий с которыми это выход. Но полностью подменять традиционную школу с классно-урочной системой и живым учителем онлайном – глупо и преступно. Так же как и все, что делает нынешняя система с социальной сферой. Можно много чего реформировать, но колесо придумали тысячи лет назад, и служит оно прекрасно.
С. Белокурова.
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Домашнее образование: тупик или выход?
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность