После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

В интернет-пространстве продолжается активное обсуждение намерений чиновников перевести все образование в дистанционный формат. Предлагаем еще одно мнение на эту тему, на наш взгляд- вполне аргументированное. Дистанционное обучение создало огромные проблемы и для педагогов, и для детей, и для их родителей. Учителям не хватает методик, детям – гаджетов и быстрого интернета. На уроки уходит уйма времени. И не только у школьников, но и у родителей, которые им помогают. А если мама-папа сами на удаленке? А если детей двое-трое или больше, а компьютер один?

Сами чиновники минпросвещения признают: нехватка или полное отсутствие гаджетов и интернета отсекли от учебы порядка 700 тыс. детей. А действительно нормальные условия для дистанционного обучения есть только у четверти школьников!

Власть чувствует недовольство людей, и неслучайно Путин заявил, что дистанционное обучение не должно полностью вытеснить очное. Однако, что нас ждет, если после эпидемии дистанционное обучение вытеснит очное не полностью, а частично? Чем это чревато?

Президент заверил: традиционное очное обучение сохранится. Что же, отрадно это слышать. Но такого радикального поворота, как закрытие школ и вузов, пожалуй, никто и не ждал. Однако опасность ползучего вытеснения очного обучения дистанционным встает в полный рост. Ведь в последние 10-20 лет государство изо всех сил экономило на образовании.

Запустили «оптимизацию», закрыли десятки тысяч школ. А дистанционное обучение – это ведь тоже возможность сэкономить. По скайпу или zoom’у один преподаватель может прочитать лекцию хоть тысячам слушателей. Стало быть, можно сократить часть преподавателей. Можно оценить дистанционные занятия как более «легкие» для преподавателей и учителей (на работу ведь ехать не нужно), а, значит, установить более низкие расценки оплаты этого труда. Да и проложить в село интернет-кабель дешевле, чем содержать там школу. Значит, можно и дальше закрывать школы. Детям далеко ехать на уроки? Ну, а в чем проблема? – скажет чиновник. – Им же теперь в школу всего пару раз в неделю нужно, в остальные дни пусть удаленно из дома учатся.

«Коронакризис» уже привел к резкому падению цен на энергоносители на мировом рынке. А, значит, российский бюджет, попавший при капитализме в крайнюю зависимость от сырьевых доходов, ждут тяжелые времена. На этом фоне чиновникам будет очень хотеться урезать социальные расходы, в том числе на образование. Внедряя «дистанционку», власти будут вещать про «технический прогресс», про «императивы новой эпохи». Но два карантинных месяца показали: дистанционное обучение – это резкое снижение качества образования, рост нагрузки на педагогов и тяжелое испытание для миллионов российских семей. И не надо забывать, что школа – это еще и социализация. Без достаточного объема общения в рамках детского коллектива нормального человека не вырастить.

Конечно, мы не против онлайн-формата обучения вообще. Он открывает широчайшие возможности для обмена информацией, массовых лекций самых интересных преподавателей. Но дистанционное обучение должно быть дополнением существующей системы очного обучения, а не его заменой.

Кстати, сейчас набирает популярность интернет-проект «Сталинский букварь». В сеть выкладываются оцифрованные советские учебники. Знаменитый букварь А.И. Воскресенской 1952 года уже переиздан и пользуется огромным спросом. В Севастополе по адаптированному советскому учебнику математики собираются учить детей… в частной школе! То есть советское образование на фоне нынешнего выглядит сияющей и недостижимой вершиной. И нам нужно возрождать лучший советский опыт, а не пичкать наших детей дешевым суррогатом «дистанционки».

Юрий Афонин

Источник: https://vk.com/feed?w=wall391626398_31315

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность