Нужно ли воспитывать детей?

Размышления по поводу статьи «Почему мои дети не любят советские мультики», которая выводит на серьезные социальные темы и  вопросы. И вот встретилась статья «Почему мои дети не любят советские мультики» (Matrony.ru, автор— Алеся Лонская). Автор ― мама двоих детей. По ее словам, когда она предлагала дочери «Чебурашку» или «Карлсона», девочка отказывалась  их смотреть. Итак, девочка отказывалась смотреть советские мультфильмы, в ачстности, «Чебурашку» или «Карлсона»,  и требовала » Щенячий патруль» и «три медведя». 

Автор начинает размышлять над этой проблемой, что само по себе, конечно, похвально. Но к каким же выводам она приходит? Оказывается, по ее мнению, в советских мультиках нет детей,  а есть маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы.  Автор безапелляционно резюмирует: «Ребёнок не должен строить детскую площадку и очищать озеро (“Крокодил Гена”), не должен решать проблемы добычи еды и защиты жизни («Котенок по имени Гав»), да и хорошо отрепетированный навык выносить мусорное ведро, печь пироги и поливать цветы тоже под большим вопросом, если речь идет о девочке, которой в этом возрасте положено играть с подружками в «резиночку» во дворе (Наташка из “Домовёнка Кузи”)». Мама-автор,  видимо, интересуется психологией, так как далее в статье следует целый ряд психологических пассажей, основанных на знаменитой триаде Э. Берна (о наличии в составе личности трех компонентов: «Взрослого», «Родителя» и «Ребенка»). Ее выводы стоит проанализировать, так как они являются отражением тех взглядов, которые действительно начинают доминировать в сегодняшнем обществе.

Так, например, она утверждает, что «…в советских мультиках широко использовались все те приемы, которые сегодня признаны запрещёнными в родительской практике общения с детьми: стыдить, запрещать плакать и проявлять чувства, сравнивать с другими». «…Вместо целостной личности, где внутренний Ребёнок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей. Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребёнка — угроза, которую надо запереть в клетку».

Финальный же вывод очень показателен: «Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично,— мне кажется, так проживается ребёнком невозможность сделать тоже в жизни, и это неплохо» Герои современных мультиков «…воспитывают куда лучше советских мультфильмов. Потому что делают это через радость, смех и через то, что герои — на одной волне с ребёнком. Герои— настоящие дети! А дети эгоистичны. Но именно дети не боятся собственных ошибок и часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению “сверху”, как всоветских мультфильмах».

Творческая личность или «винтик»?

При чтении статьи бросаются в глаза заявления автора о том, что в советское время все было направлено на формирование «винтика» в государственной машине; человека, задавленного страхом, не способного к творчеству и самостоятельным решениям. Это, по меньшей мере, преувеличено. Хотя бы потому, что в этот период поддерживалась прекрасная система образования, которая формирует именно думающую личность. Эту систему пытаются дискредитировать сегодняшние «инноваторы», но факты говорят за себя: достаточно сравнить выпускников школы или вуза того времени и сегодняшнего. И как в обществе «винтиков» смогла развиться передовая наука? Откуда там появилось множество талантов, незаурядных и даже выдающихся деятелей во всех сферах?

Если же смотреть шире, то власти в любом государстве стоят перед дилеммой. С одной стороны, для развития страны необходимы инициативные, творческие и думающие  люди. С другой стороны, удобнее править именно «винтиками», и поэтому механизмы подавления и манипуляции сознанием используются в любой стране. И в советское время власть также балансировала между этими Сциллой и Харибдой. Но внешний идеологический контроль и отсутствие политических свобод, на мой (и не только мой) взгляд, вполне компенсировалось возможностью получить прекрасное образование и культурное развитие. Ведь главная  свобода не «вне», а «внутри»: пока среда способствует росту личности,― ты свободен. Кстати, об этом писал А. Тарковский в своем последнем интервью, разочаровавшись в западной «свободе». А можно еще вспомнить массу качественных научно-популярных изданий и телепрограмм; «кружки» на любой вкус в школах и домах пионеров…Более того, господствующая идеология требовала утверждения моральных норм: ответственности и взаимопомощи, честности и доброты и т.д. ― даже вопреки сомнительной морали большей части «верхушки».

Почему-то иногда приходится слышать наивное возражение: если все было хорошо, откуда же брались малознающие обыватели, карьеристы, да и преступники? Но ведь воспитание и образование не всесильны: они ложатся на врожденные способности и черты характера. Но принципиально важно, что те, кто  стремились к саморазвитию,  ― получали все возможности для этого. И отсутствие денег не было препятствием, как сегодня: практически все было бесплатно. А в обществе утверждался идеал человека знающего, думающего, творческого, ответственного и деятельного. И не страшно, что этому идеалу следовало меньшинство. Для  поддержания стабильности и нормального развития общества вполне достаточна «критическая масса» духовной элиты.

Но еще более важно, чтобы остальные признавали эту элиту. Чтобы «низы» общества (низы не по богатству или социальному статусу, а именно по уровню личностного развития!) не имели возможности агрессивно навязывать остальным свои анти-ценности и свой образ жизни, как сегодня.  Говоря словами Ортеги-и-Гассета, в советское время не было «восстания масс». К сожалению, это восстание масс уже расшатало западное общество и, начиная с перестройки, расшатывает российское.

Принуждение или воспитание?

Мы подошли к центральной идее статьи. Советские мультфильмы действительно вводили ребенка во взрослую жизнь,― причем, на мой взгляд, как раз весьма тонко и точно, вполне по возрасту. А мама-автор утверждает противоположное. По ее мнению, ребенок «должен быть ребенком», то есть безответственным, беспечным и эгоистичным существом. Как Маша из мультфильма «Маша и медведь», которая, например, будит спящего уставшего медведя просто потому, что ей так захотелось, нисколько не заботясь о его желаниях  (это самый мягкий пример). И помогать взрослым ребенок может лишь по своей прихоти. А воспитывать чувство долга, ответственности ни в коем случае нельзя; это уже «внешнее принуждение». Видимо, автор считает, что ответственность каким-то образом появится сама, так же, как и альтруизм:  «Дети… часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению “сверху”».

Но автор-мама все же «никакой» психолог. Во-первых, она, судя по всему, не знает простой и известной истины: само собой в личности ничто не формируется (то есть ничто позитивное). Все нуждается в развитии и закреплении: и интеллект, и талант, и нравственность. Иначе всплеск альтруизма у ребенка так и останется всплеском.

Во-вторых, она не понимает разницы между грубым принуждением, которое действительно недопустимо, ― и воспитательным воздействием, которое не только не вредит ребенку, но в котором ребенок остро нуждается. Нуждается потому, что это воздействие и создает ту среду, в которой, как зерно в почве, «прорастают» его врожденные способности и качества. Можно вспомнить целый ряд психологов, которые утверждали ведущую роль этих внешних воздействий (например, Выготского).

Да, конечно, ребенок должен и просто играть, и веселиться, и болтать с друзьями (кстати, именно сегодня некоторые родители перегибают с воспитанием и образованием, не давая ребенку роздыха!). И, разумеется, воспитательные воздействия должны осуществляться в самых разных формах, гибко, тонко и многообразно. Не только и даже не столько в  виде прямых советов или замечаний, но и в виде примеров ―начиная с родителей, а потом и всего окружения и всей социальной среды. И в виде прямого вовлечения ребенка в дела взрослых. И посредством искусства ― тех же мультфильмов.

Более того, нормальный, активный, любящий своих близких ребенок охотно откликается на призыв помочь маме или папе. Радуется, когда его хвалят за то, что он внес реальный результат в общие дела. Испытывает  удовлетворение от самостоятельного решения первых задачек, которые перед ним ставит жизнь. Это называется социализацией, которую автор, по сути, безграмотно отрицает. Повторю: при правильном подходе это для ребенка не в тягость, а в радость. Выдающийся психолог В. Франкл утверждал в качестве одной из ведущих мотиваций открытой, творческой личности – самотрансценденцию. То есть потребность ставить перед собой все более сложные задачи и испытывать глубокое удовлетворение ― и от их решения, и от своего внутреннего роста в процессе их решения.

Но что же детей (далеко не всех, подчеркнем!) привлекает в современных мультиках? Ответ, на мой взгляд, прост: в них педалируются эмоции, причем, часто негативные ― агрессия, стремление самоутвердиться, подавляя других. Но во всех случаях ребенок «подсаживается» на постоянное раздражение своей эмоциональной сферы. Подсаживается, как на наркотик, особенно в семьях, где нет «противовеса», где с пеленок не ведется правильное воспитание. Конечно, влияет и неблагоприятная современная среда. Не случайно множество сегодняшних детей гиперактивны, нервны, не умеют контролировать свои эмоции и желания даже в школьном возрасте, не умеют сосредотачиваться, испытывают проблемы с обучением.

Вспоминаются показательные результаты одного интересного эксперимента. Психологи наблюдали три группы детей в течение ряда лет. Первая группа росла в семьях с авторитарным воспитанием; вторая – напротив, в семьях, где детям практически разрешали все. И третья – из семей, где практиковалось разумное, строгое, но доброжелательное и любящее отношение. Детей постоянно тестировали на развитие разных способностей и качеств. Легко предположить, что лучше всего развивались дети из третьей группы. Но показательно, что на втором месте были дети из авторитарных семей. А наихудшие показатели по всем параметрам были у детей из второй группы, которые выросли не только эгоистичными и безответственными, но и не умеющими контролировать свои действия, строить отношения, не способными успешно обучаться.

Но откуда же у мамы-автора взялись ее представления? Не вдаваясь в детали, скажу, о чем уже приходилось неоднократно говорить, ― об идеологии постмодернизма. Она незаметно окрасила менталитет не только западного, но и нашего общества. Именно там появились утверждения о «репрессивности» воспитания и образования и многое другое, столь же «оригинальное». И хотя постмодернизм аргументированно раскритикован многими учеными и философами, но эти идеи оказались живучими, как вирус. Множество людей, которые даже и не слышали о постмодернизме, ― охотно их подхватывают. И это объяснимо:  следование им не требует от человека никаких усилий, они как бы легитимизируют безнравственность и невежество. То есть попросту отрицают все, что с огромными трудами наработано вековой культурой.

Ведь культура ― это, прежде всего порядок, всегда противостоящий хаосу.  Порядок не жесткий, не догматичный, а гибкий и сложный, но именно порядок, структура, некий каркас бытия. А в жизни ― самодисциплина, внутреннее усилие, самопреодоление и самотрансценденция, без которых невозможно никакое развитие, никакое продвижение ни личности, ни общества.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность