Родительский конгресс вынес вердикт реформам образования

Реформы  российского образования начались с 90-х годов. На деле они оказались разрушением всех лучших достижений в сфере воспитания и формирования системных знаний у подрастающих поколений, о чем мы давно пишем на нашем сайте. Не только учителя, ученые, но практически все, кто застал времена дореформенного периода, единодушны в том, что советская система образования по праву считалась одной из самых лучших в мире. В последние два года на фоне попыток тотального внедрения цифровизации недовольство достигло такого уровня, что большая часть родителей объединились в общественные организации, чтобы дать отпор «диверсантам… которые толкают в школы трансгуманизм, мертвую цифру и искусственный интеллект». Первого июня, в День защиты детей, в Москве состоялся Всероссийский Родительский Конгресс, которому посвящена заметка журналистов РИА «Катюша».

По названию уже можно понять многое, если не все, о сути мероприятия – «День защиты детей от нетрадиционного цифрового образования». В самом деле, во всех смыслах нетрадиционные персонажи вроде Германа Грефа или Исака Фрумина вконец обнаглели и, при полной поддержке Минпросвета, толкают в школы трансгуманизм, мертвую цифру, «искусственный интеллект» и проч., замещая и уничтожая человеческое обучение и общение по схеме «учитель-ученики в классе». И родители вынуждены объединяться – ответственную миссию взяли на себя организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» и «Родители Москвы», вокруг которых сформировалось ядро из неравнодушных общественников. На мероприятии выступили (и сказали там важные вещи) вице-спикер Госдумы Петр Толстой, сенатор Маргарита Павлова, огромное количество экспертов в области здравоохранения, права, педагогики. Особенно ярким были речи учителей-ученых с нетрансформированным мозгом – математиков Алексея Савватеева и Георгия Малинецкого, а также военного врача, д.м.н. профессора Дениса Иванова. Среди требований  резолюции Конграсса,  единогласно поддержанной тремя сотнями участников мероприятия и стоящими за ними сотнями тысяч думающих ответственных родителей и педагогов– требование отправить в отставку министров Кравцова и Фалькова и полностью сменить курс в сфере образования, который ведущий мероприятия  гл. редактор РИА Катюша, председатель экспертного совета ОУЗС Андрей Цыганов назвал «управляемой деградацией», а его продолжение в условиях гибридной войны с коллективным Западом –диверсией.

Как заявил А. Цыганов во вступительном слове, «Нас с детства учили, что школа плохому не научит. Но сейчас ситуация принципиально изменилась.  У родителей есть право на самозащиту –действующее законодательство оставляет полный приоритет за родителями в отношении защиты собственных детей, в том числе в образовании. Все реформы в сфере образования последние 30 лет носили явно выраженный колониальный характер, проводились по указке наднациональных структур и их агентуры. Сегодня мы наблюдаем плоды этого вектора их работы.  Выхолащивание воспитательной компоненты из образования невозможно было осуществить без принижения роли учителя. Во времена Российской империи и в советское время эта профессия автоматически давала высокий социальный статус, выбравшие ее люди были обеспечены.

Следующим этапом уничтожения было внедрение тестовой системы оценки. К тому моменту западная практика показала опасность использования подобных технологий. Так, в тех же США введение аналогом наших ЕГЭ вызвало рост аутизма у детей в 1000 раз – это прямое следствие увлечения цифровыми технологиями. Кроме того, школа стала местом выявления «неблагополучных семей», оплотом стукачества в органы опеки.

Наконец, в последние 3-4 года мы наблюдаем финальный этап разложения нашей школы – цифровая трансформация. Люди у нас буквально разучиваются читать, причем это касается и серьезных кадров, работников крупных корпораций…

Сейчас у нас идет цивилизационная война, разрыв отношений с западным миром, но несмотря на появление нового «железного занавеса» вокруг России, наши министерства и ведомства продолжают действовать по старым  методичкам наших геополитических противников».

Тему продолжила лидер общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова, отметившая важность объединения всех граждан перед лицом цифровой угрозы и указав на важность возвращения человечности в школу:

«Только благодаря вашей (родительской – ред.) активности мы смогли отбить множество деструктивных инициатив сверху. Нам объявлена ментальная война, и угрозы сосредоточены в области семьи, детства, образования. Образование находится в руках наших геополитических противников, это ни для кого тут не секрет. Противостояние происходит в неравных условиях – у чиновников есть различные ресурсы, чтобы чинить родителям препоны на разных уровнях.

Сегодня мы вынуждены глубоко погружаться, принимать участие в деятельности школы, хотя раньше они могли просто доверять организации, учебникам… Эта ситуация абсурдна по своей сути, от нее надо уходить скорее. Было бы наивно думать, что чиновники не понимают, какой огромный ушерб наносит их деятельность образованию. К сожалению, никакой смены курса мы не наблюдаем. Введение персональных траекторий обучения исключает возможность воспитания человека с высокими морально-нравственными качествами.

Мнение родителей чиновниками полностью игнорируется, что значительно повышает угрозу нацбезопасности. Полагаю, что пришло время заявить об общественном недоверии существующей сегодня системе образования, воспитания, а также ее идеологам. Надо созвать родительское и экспертное сообщество для выдвижения достойных ученых, которые разработают народно-патриотическую концепцию развития образования. Необходимо создать новую систему образования, основанную на лучших, научно подтвержденных отечественных методиках и специалистах. Необходимо вернуть человечность в школу – это то, чего мы хотим достигнуть общими усилиями, и я уверена, что вместе у нас все получится».

Председатель ОУЗС Ольга Баранец справедливо заметила, что цифровое образование неуместно в принципе называть образованием и напомнила, как дипломированный биолог, о влиянии цифры на развитие мозга ребенка:

«То, что сегодня делает Минпросвещения, имеет мало отношения к образованию. Мы живем во времена тотальной манипуляции обществом через подмену понятий. Иногда достаточно просто дать явлениям нужные имена, чтобы вопрос был закрыт. «Цифровое образование» — это не образование, а цифровое информирование, к образованию это не имеет никакого отношения. Точно так же, как эвтаназия – убийство, а толерантность – нулевая защита от каких-либо внешних воздействий.

Я биолог по первому образованию, поэтому серьезно интересовалась нейробиологическими процессами в голове ребенка при цифровом «обучении». И пришла к выводу, что ребенка близко нельзя подпускать к компьютеру ради получения знаний. У нас на ресурсах ОУЗС размещен подробный видеодоклад (ссылка — ), где я рассказываю, как взаимодействуют нейроны мозга при живом и онлайн-обучении. Во втором случае ключевые нейронные связи просто не успевают формироваться. Даже самый плохой учитель лучше, чем цифровая платформа и экран, потому что второй вариант блокирует систему собственного логического мышления и способствует развитию аутизма.

Согласно исследованию Всемирного Банка, что даже 4 месяца дистанционного (цифрового) образования детей снижают в будущем их доход на 2%. Поэтому я считаю, что внедрение онлайн-обучения в принципе недопустимо».

Ярким получилось выступление сотрудника Института прикладной математики им. Келдышева, преподающего в нескольких вузах Москвы профессора физматнаук Георгия Малинецкого, прямо назвавшего «реформаторов» отечественного образования «мерзавцами»:

«Я встречался со школьниками одной из лучших физматшкол России и спросил – вы понимаете, что сейчас судьба России решается на Украине? На что мне ответили: «а для чего нам это знать? Мы же не контрактники. Мы не хотим быть контрактниками, там некомфортно..,» И тут я спросил их, что они проходят по литературе, по истории? Мне сказали, что они изучают творчество Ги де Мопассана, Бунина… То есть все надо нам начинать сначала. По истории сегодня существует более 80 вариантов учебников, что недопустимо.

Есть ощущение, что компьютер нам нужен для того, чтобы повысить производительность в экономике. Не буду говорить о коррупции, о ложной программе «цифровая экономика»… скажу о том, что единственный показатель, который повысили в экономике компьютеры – это производство компьютеров (анализ проводил нобелевский лауреат). У нас 92,4% школьников России проводят время в мобильных телефонах и компьютерах. Основная задача компьютера – сжигание свободного времени человечества, совершенно впустую. Обычное образование – это диалог, компьютерное – это монолог, это потерянное время в школе и вузе. Единственный его плюс – ребенок на улице не болтается, больше плюсов нет. Дети богатых семей Америки не сидят за экраном на занятиях. Компьютерное обучение – это обучение для бедных. Нам надо поставить ему жесткий шлагбаум.

Смотрящей за нашим образованием была назначена ВШЭ. И вот они назначили смотрящим за процессом мерзавцев типа Асмолова, Фурсенко, Кузьминова «смотрящими» за образовательным процессом, которые успешно все разрушали. Наши министры образования ничего не решают в стратегическом плане, они занимаются политикой.

Россия лидирует не по уровню качества образования в мире, а по уровню экспериментов в образовании. Как видим, одно здесь прямо противоположно другому. Надо распускать академию педнаук, отстранять от работы всех разрушителей, стоящих у руля нашего образования. На наше с вами поколение возложена огромная ответственность – мы должны в том числе заменить ребенку школу, лично отвечать за качество его образования. Нам сегодня надо очень многое начинать заново», — отметил Малинецкий.

Русская Церковь тоже на стороне проснувшихся родителей, за усиление их позиции во власти, что подтвердило выступление зампредседателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Вахтанга Кипшидзе:

«Мы благодарны родительской общественности за то, что она ярко выступает по многим вопросам – это очень важно, спасибо за ваше неравнодушие к происходящему. Церковь всегда поддерживает общественную деятельность родителей и опирается на ваше мнение. Пора представлять вас на более высоком уровне, чем сейчас, вы должны быть представлены как организованная группа в высших органах власти.

Церковь всегда рассматривала образование как процесс, предполагающий не только передачу некого объема знаний, но и воспитание нового поколения. И я согласен со многими оценками обсуждаемых тут кризисных явлений, но думаю, что у нас есть уникальная возможность сегодня вместе построить такую систему, которая будет соответствовать интересам родителей».

Бьющих тревогу в связи с принудительным внедрением сверху «цифровых образовательных платформ» и элементов «онлайн-обучения» родителей поддержала и заслуженная артистка РФ Ольга Будина:

«Надеюсь, что в сегодняшний исторический момент родители смогут сказать свое слово, идущее вразрез с деятельностью Минпросвета, и будут услышаны».

Будина напомнила собравшимся о недавнем скандале в санкт-петербургской консерватории – на показе по актерскому мастерству среди студентов первого курса. Весь показ – это ведьмы, убийцы, сумасшедшие, в одной из сцен с девушкой творят разные непотребства, затем она изображает распятие, которое ломают. Студенты разбивают иконы со словами «Тварь я дрожащая, или право имею?»

«Что же находится внутри этих подростков, откуда они берут эти образы? Сегодня те, кто будут создавать нам культуру для воспитания наших детей, наполнены вот этим. Поэтому я призываю сделать все, чтобы наполнение наших детей было совсем другим, чтобы они о другом хотели поговорить со своими зрителями. Давайте выгоним из нашей жизни толерантность – как склизкое, мерзкое нечто, просочившееся со своей ложью в культуру, науку. Давайте каждым своим действием питать мертвое, а не живое», – призвала актриса.

Важные вещи относительно небезопасности цифровых обр. технологий для детей донес д.м.н., военный врач, член-корреспондент Академии медико-технических наук Денис Иванов:

«В 2020 году вышли Гигиенические требования к устройствам цифровой образовательной среды в сфере общего образования (об этом подробно писала «Катюша» — https://vk.com/@riakatyusha-uchenye-predstavili-nauchno-obosnovannye-sanpiny-ogranichiva). Там написано, что в настоящее время Санитарные правила и нормативы для ЦОС отсутствуют. И еще там сказано, что новые технологии, их влияние на здоровье детей не апробированы и не изучены. Уже в 2014 г. можно найти множество работ, в которых видно, что компьютер приводит к синдрому двигательной активности, аддиктивному поведению, дети становятся в буквальном смысле зависимы от компьютера, увеличивается социальная изоляция, и в целом, проще говоря – из детей вырастают дураки, если говорить откровенно. Дезактивное взаимодействие между нейронами и функциями приводит к прямым органическим изменениям. И никто не может сказать, с какой скоростью это будет происходить у конкретного ребенка.

Кроме того, постоянное просиживание перед гаджетами прямо влияет на коммуникативные способности детей, потом они с трудом находят общий язык друг с другом. Девушки после общения в интернете бояться не соответствия своего образа при встрече в реальной жизни. Отсюда – проблемы в создании семей, депопуляция.

Сейчас необходимо наложить тотальный мораторий на цифровизацию образования для того, чтобы просто разобраться в последствиях применения этих электронных средств», — подытожил Иванов.

Кандидат психологических наук Сергей Киселев, завлабораторией мозга и нейрокогнитивного развития департамента психологии УрФУ аргументированно раскритиковал цифровое «обучение» как ведущее к деградации головного мозга ребенка.

Затем сенатор Маргарита Павлова отметила нарушения законодательства о персональных данных в образовании, выразив полную солидарность с родительским сообществом. Она выступила против цифровых профилей школьников, цифровых баз данных о детях.

«До сих пор непонятно, зачем сегодня собирается столько ПД детей, заводится множество единых баз… Зачем это нужно нашим геополитическим противникам – понять можно. Они готовят плацдарм для наступления на Русский мир. А вот зачем это нужно нашим чиновникам? Что это – глупость или диверсия? Тут впору говорить о шестой колонне, которая продолжает работать во власти. Профильным органам надо обратить внимание на все эти моменты», — отметила Павлова.

Элемент эмоционального дискурса на конгрессе внес вице-спикер Госдумы Петр Толстой, напомнивший экспертам и родителям о необходимости предложения позитивной альтернативы цифровому антиобразованию.

«Все мы хорошо знаем, чего мы не хотим. А вот сказать, что хочет человек – намного сложнее. Думаю, что тут мы все едины – никто не хочет, чтобы нарушались естественные процессы воспитания и взросления ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли хорошими людьми, прежде всего, а уже потом на основании этого достигали каких-то успехов в жизни. Но для этого при борьбе против каких-то явлений в жизни нам нужно выдвигать свою созидательную программу, без нее наша борьба будет впустую.

Да, мы можем вместе останавливать какие-то совсем уж противоестественные вещи. Типа внедрения дистанта, например. Но вот, например, выход из Болонской системы. Чиновники говорят: «А, так вы хотите выйти из Болонской системы, а что предлагаете взамен? Вернуться к советской?» Нет, кто вам это сказал? К советской системе мы не вернемся. Ну вы ответьте на вопрос – «каким вы хотите видеть выпускника школы?» Мне на этот вопрос министры образования отвечали: «современным». Я понимаю, почему так происходит. В стране, где нет национальной идеи, госидеологии, общих ценностей, которые задекларированы и всеми признаются, никто не знает, куда плыть. Пока нет ответа на фундаментальные вопросы, трудно бороться вот так, какими-то кусками.

Но это конечно не значит, что не надо бороться. Только при поддержке родсообщества мы смогли остановить закон об отобрании детей за 48 часов. Но при этом мы с вами так или иначе погружены в ситуацию 21 века, не можем просто сказать детям: вы вообще откажитесь от гаджетов. Большинство не могут. Поэтому, как их используют дети – это ответственность родителей. 85% гаджетов считают гаджеты идеальном предметом воспитания – увы, это так.

Все вообще начинается с семьи, и надо бороться за его суверенитет. Конечно, нам надо полностью реформировать органы опеки и образование. У образования должны быть цели. Без целей – все это совершенно непонятно. Зачем все эти навыки, наборы компетенций? Если цель – просто подготовить грамотного потребителя, тогда я считаю это для нас абсолютным позором. Нам важно, чтобы в обществе началось хотя бы обсуждение позитивной модели, как противовес негативу. Нам надо будить и чиновников, и начинать содержательную дискуссию. Чтобы нащупать позитивную программу, нам надо отказаться от всех чуждых нам ценностей, навязанных за последние 30 лет. Вообще, любая цифровизация должна быть строгим контролем этических прав. Технический прогресс без этики – это сюжет для любого американского боевика. Но многие чиновники, увы, не придают этому никакого значения.

Хочу только сказать, уважаемые коллеги – нам важно, чтобы позицию разделяло большинство. Мы должны как депутаты также опираться на мнение большинства избирателей. Я тоже готов бороться против чего-то, но обязательно надо думать, что мы этому противопоставляем. Надо понимать, что никакого СССР нет и не будет, никакой коммунистической партии (как в СССР) не будет. Разврата в те времена, где мы жили, не будет. Наши дети другие, и кстати, в обществе другие представления о справедливости и смысле классовой борьбы, как это было в середине прошлого века», – заявил Толстой.

Здесь модератор конференции Андрей Цыганов оперативно предложил Толстому организовать широкое общественное обсуждение будущего образования детей вместе с их родителями. Ведь власти живут как бы на отдельной планете, а депутаты имеют полномочия их расшевелить.

Толстой согласился и продолжил мысль: «Эти изменения настолько важны, что надо держать себя в рамках. У меня есть свое мнение на этот счет, не хочу развивать эту тему. Но могу сказать, что чем радикальнее ваши формулировки, тем меньше у чиновников желания вступить в диалог. У министров есть обязанность отчитываться перед нами, депутатами, а напрямую перед народом – не предусмотрено.

И тут Толстой получил наказ от представителя ОД «Родители Москвы» Ангелины Потеряйко – организовать общественные слушания по имеющейся у «РМ» позитивной программе, которую они хотят предложить… Депутат начал говорить, что для этого требуется время, что такое мероприятие он организовать может, но сначала свяжется с депутатом профильного комитета ГД Ниной Останиной, чтобы все детали уточнить. Ему родители на это стали возражать: «Времени нет, понимаете? Мы теряем наших детей…»

Петр Толстой: «Понимаете, не получится с Правительством организовать дискуссию в таком стиле, если вы их называете «земляными червяками».

Илона Менькова («РМ»): «Мы пишем Кравцову, пишем, но в 99% случаев нам приходят отписки».

Петр Толстой: «Хорошо, попробую организовать вам встречу, если вы конечно не собираетесь разорвать Кравцова на части. Сейчас нам надо не говорить, а делать, время слов уже прошло».

На том и порешили…

Доктор физматнаук, профессор МФТИ, учитель с большим стажем, популяризатор науки Алексей Савватеев:

«Хочу высказать с самого начала очевидную мысль: пока Путин не выключит рубильником цифровизацию, ничего хорошего происходить не будет. Конечная цель – убедить его, что взят путь в пропасть.

Нам говорят о том, что у нас нет позитивной повестки, а в «совок» оказывается неохота. А в чем проблема? Вот мы говорим, что хотим вернуть класс, в котором хороший учитель, добросовестный, который свою деятельность воспринимает как служение, передает предметные знания ученикам в обычном формате, в единственном формате, в каком эти знания можно передать. В этом что – уже «совок» или что? То есть «совок» — это оказывается, когда просто нормально, добросовестно учат детей. Хорошо, тогда мы прямо говорим – если вы это называете «совком», значит, надо его вернуть. Не надо нами манипулировать! 

На самом деле у школы сегодня более 30 проблем – и самая главная проблема этой трансгуманистической хрени типа «Образования-2030», что она никогда не опирается на реальность. У нас у 76% учителей зарплата ниже, чем у уборщицы. Учителей заставляют заполнять кучу макулатуры, посещать курсы повышения квалификации, многие из которых – чистая профанация. Еще большая проблема – полная зависимость директора от местных властей. Хоть слово скажет против – будет снят.

У Кравцова сотоварищи просто поставлена цель – трансформировать школу. Куда? Туда, где дети ничего не будут знать. Это просто типичные «эффективные менеджеры», которые противопоставлены любящим школу предметным специалистам. И пока не вырублен основной «рубильник» на самом верху, можно поставить вместо них кого угодно – ситуация не изменится. Вот у нас Путин говорит о том, что цифровизация – это хорошо, Мишустин подписывают Стратегию цифровой трансформации образования. Хорошо, вы можете свои бизнесы цифровизовать, если хотите… но уберите руки от школьного урока!»

По доброй традиции было очень грамотное и важное выступление к.ю.н. Анны Швабауэр, развенчивающее планы ликвидаторов образования. Помимо юридических контуров будущего от форсайтщиков, которое нам создает «наше» Правительство, эксперт в завершение остановилась на планах трансгуманистов:

«Мы видим воплощение всего этого дикого трансгуманистического бреда в постановлении правительства России: разработка нейроморфных технологий в образовании для усиления когнитивных способностей людей». Эти реформы (Правительства РФ) совершенно трансгуманистичны, они целиком направлены на изменение человека».

Также выступили представители известных общественных организаций — Ассоциации родительских комитетов и семей (Анна Садриева), правозащитного центра «Иван-Чай» (Элина Жгутова), «Сорок сороков» (Андрей Кормухин) и большое количество представителей родительской общественности.

По окончании мероприятия участники Конгресса единогласно поддержали за основу проект резолюции форума (см. его тут), решив после доработки отправить его Президенту, в Совбез, в ГосДуму и в Правительство.

Размер  одной газетной заметки не позволяет рассказать о всех выступлениях, поэтому РИА Катюша в ближайшее время будет постепенно  выкладывать наиболее важные выступления вместе с презентациями докладов. Полное видео меропрития будет опубликовано уже завтра утромв группе РИА «Катюша» в сети «Одноклассники»

РИА Катюша — https://katyusha.org/obrazovanie/ot-upravlyaemoj-degradaczii-k-diversii-roditeli-dali-oczenku-reformam-obrazovaniya-poslednix-desyatiletij-vyiraziv-nedoverie-otvetstvennyim-chinovnikam.html

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ КОНГРЕССА

Мы, представители крупнейших родительских организаций России, педагоги, юристы, психологи, врачи, родительская общественность Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, заслушав доклады экспертов, выступавших на Всероссийском Родительском Конгрессе, констатируем:

  1. Непрерывная реформа сферы образования, которая ведется последние тридцать лет под руководством прозападных научных центров и наднациональных структур, привела к катастрофическому падению качества воспитания и уровня образованности выпускников школ и вузов, массовым проблемам со здоровьем учащихся. Стратегической ошибкой является внедрение тестовых систем оценки знаний (ЕГЭ, ГИА, ВПР) в школе и переход на Болонскую систему высшего образования.
  2. Реформа образования проводится без какого-либо научного обоснования, без проверки безопасности инноваций, без учета мнения родителей, имеющих по закону преимущественное право на воспитание и образование своих детей. Продвигаемое новыми ФГОС (вступают в силу с 01.09.2022), постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства просвещения РФ электронное обучение детей, дистанционные образовательные технологии, геймификация, втягивание учащихся на цифровые площадки и образовательные платформы, а равно попытки контролировать судьбу ребенка с помощью т.н. индивидуальных траекторий развития и цифровых профилей, с заменой учителя на тьютора, с вымещением бумажных учебников и дневников, традиционных форм проверки знаний являются элементами трансгуманистической модели образования, описанной, в частности, в т.н. форсайт-проекте «Образование 2030». Данный проект создан в интересах глобальных корпораций в ущерб национальным и государственным интересам России. По факту речь идет о навязывании участия подрастающего поколения россиян в глобальном эксперименте, что прямо противоречит Конституции РФ.
  3. В условиях Специальной военной операции и связанного с ней разрыва с коллективным Западом полагаем дальнейшее внедрение проектов типа «Цифровая образовательная среда», а равно новых ФГОС диверсией и попыткой лишить подрастающее поколение россиян конституционного права на образование.

В связи с изложенным, мы, участники Конгресса, обращаемся с просьбой:

К Президенту Российской Федерации, в Совет Безопасности РФ:

  1. Внести поправки в Национальный проект «Образование» (паспорт утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16) в целях прекращения реализации проекта «Цифровая образовательная среда», а также иных проектов, направленных на масштабную цифровизацию школы и дополнительного образования. Обеспечить широкое общественно-экспертное обсуждение содержания Нацпроекта «Образование», реформ в сфере образования, в том числе цифровизации, профессиональную оценку влияния цифровизации на здоровье, на интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, усвоение образовательных программ обучающимися, а также на национальную безопасность Российской Федерации, с привлечением экспертов и представителей родительского сообщества.
  2. Рассмотреть вопрос об отставке министра просвещения Кравцова С.С. в связи с утратой доверия, а также иных лиц из числа руководства Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзора. Поставить перед Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом РФ вопрос о проведении проверок законности и обоснованности действий данных должностных лиц при внедрении проекта «Цифровая образовательная среда» и навязывании иных элементов «цифровой трансформации».

К Государственной Думе Федерального Собрания:

  1. Закрепить в Федеральном законе РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие и гарантии очного обучения в традиционной форме в полном объеме для исключения его подмены электронным обучением и (или) и дистанционными образовательными технологиями. В указанных целях необходимы системные поправки в закон. Предлагаем рассмотреть, в частности, возможность дополнения части 2 статьи 17 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предложением следующего содержания: «Очная форма обучения предусматривает непосредственное взаимодействие педагогического работника и обучающегося в аудитории образовательной организации без применения электронного обучения и (или) дистанционных технологий».

Дистанционные технологии в сфере образования допустимы лишь в целях обеспечения дополнительных возможностей для совершеннолетних граждан, но не как механизм «обучения» в рамках государственных образовательных программ.

  1. Запретить применение тестовых систем проверки знаний учащихся (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) и обеспечить возвращение к традиционной форме проверке знаний (экзамены по месту обучения, по билетам, составленным СТРОГО в соответствии с пройденной учащимися программой).

Законодательно обеспечить для учащихся возможность сдачи всех аттестаций, экзаменов, участия во всех этапах Всероссийской олимпиад школьников в традиционном формате без использования Интернета, компьютеров. Исключением может быть информатика в той части, в которой проведение олимпиады невозможно на бумажных носителях.

  1. Прямо обеспечить право граждан отказаться от электронного обучения или дистанционных образовательных технологий в том числе в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и внести в указанных целях поправки в ч. 17 ст. 108 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (Следует отметить, что поправки в указанную норму, легализовавшие летом 2020 г. «дистант» для режима «повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», были приняты во втором-третьем чтении с нарушением концепции законопроекта, принятого в первом чтении.).
  2. Признать утратившими силу поправки, внесенные Федеральным законом от 30.12.2021 г. N 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (см. ПФЗ № 1150148-7), которые (1) фактически легализуют электронные ресурсы в качестве равных традиционным бумажным учебникам (поправки в ст. 18 ФЗ № 273-ФЗ) и (2) обязывают все школы создавать цифровую среду для обработки персональных данных детей в информационных системах без учета воли граждан по вопросу указанной обработки и с высоким риском блокировки права граждан на традиционную форму госуслуг в образовании (поправки в ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ).

(Данный закон был подписан в декабре 2021 г. без общественного обсуждения, не обоснован на экспертном уровне. Причем, поправки были приняты во втором-третьем чтении с нарушением концепции законопроекта, принятого в первом чтении).

  1. Внести поправки в ст. 18 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующие предоставление детям учебников в бумажной форме.
  2. Законодательно закрепить обязательное использование учащимися ученических дневников на бумажных носителях (как единственного качественного способа обеспечения самоорганизации, самоконтроля и мотивации учащихся), а также бумажных журналов учителей для учета успеваемости учащихся.
  3. Исключить статью 28 из проекта федерального закона № 105805-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»», легализующую переход на полный электронный документооборот в образовательных организациях.
  4. Обеспечить принятие поправок в законодательство, предусматривающих приятие ФГОС на уровне федерального закона, а также организовать подготовку новых ФГОС, предусматривающих возврат к классическим подходам в образовании, с привлечением экспертов родительских организаций.

К Правительству Российской Федерации, к Министерству просвещения:

  1. Обеспечить выход России из состава ЮНЕСКО как структуры, участие в деятельности которой противоречит национальным интересам России, разрушительно влияет на образование в РФ.
  2. Обеспечить выход из Болонского процесса с возвращением к классической системе специалитета (не допуская насаждения «индивидуальных траекторий», «цифровых профилей» студентов и т.п. трансгуманистических проектов).
  3. Прекратить внедрение рекомендаций Всемирного банка, ОЭСР, ЮНЕСКО при проведении реформ в сфере образования в России, включая процессы цифровизации.
  4. Запретить формирование цифрового профиля учащегося (как системы типа «Контингент учащегося», на закон в отношении которой было наложено вето Президента РФ).
  5. Принять законодательные и организационные меры, запрещающие регистрацию детей в любых интернет-порталах, цифровых системах без информированного добровольного согласия родителей и предусматривающие санкции к лицам, принуждающим родителей к такой регистрации.
  6. Обеспечить на законодательном уровне право граждан на традиционные формы взаимодействия с органами власти в сфере образования и с образовательными организациями (включая право на зачисление в образовательную организацию на основании бумажного заявления, подаваемого в соответствующую организацию), предусмотрев санкции на нарушение прав граждан в сфере образования в случае их отказа от автоматизированной обработки персональных данных либо от применения идентификаторов, используемых для автоматизированной обработки данных (СНИЛС и т.п.).
  7. Прекратить внедрение «Сферума» (и подобных Интернет-порталов) в образование как системы, вовлекающей детей в социальные сети и негативно влияющей на уровень образования.
  8. С учетом больших рисков для здоровья и развития детей, научно доказанного вреда от компьютерных игр, развития у детей игровой зависимости необходимо Минпросвещения расторгнуть соглашение с Федерацией компьютерного спорта России по внедрению киберспорта в школах, прекратить его продвижение среди детей любыми методами. Отменить первый фестиваль киберспорта, назначенный на 2022 год, одобренный Минпросвещения[1], предусматривающий участие детей начиная с 10 лет в компьютерных играх с расчеловечивающим содержанием (в играх имеются кадры с вырванными внутренностями героев, оружием, льющейся кровью, сексуально акцентированными позами практически обнаженных персонажей и т.п.).
  9. Запретить автоматизированную проверку домашних заданий. Проверка должна осуществляться живыми учителями, имеющими соответствующую подготовку и квалификацию. Домашние задания должны выполняться на бумажных носителях.
  10. Прекратить снятие и обработку биометрии детей, внедрение камер распознавания лиц и эмоций в школах (например, пилотные проекты в Перми, Новосибирске).
  11. Запретить использование Wi-Fi для обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях в целях защиты здоровья детей, а также для исключения рисков утечек персональных данных.

Сократить допустимое время использования детьми компьютеров, планшетов по санитарным нормам и правилам.

Проанализировать вопрос о запрете использования интерактивных досок (источников электромагнитного излучения) в обучении детей в связи с рисками негативного влияния их на здоровье и развитие.

  1. Признать утратившими силу новые Федеральные образовательные государственные стандарты, вступающие в силу с 1.9.2022 г., обеспечить разработку проекта новых ФГОС в целях возрождения классических подходов в образовании (с привлечением экспертов родительских организаций), с учетом необходимости утверждения ФГОС на уровне федерального закона.
  2. Признать утратившими силу следующие национальные стандарты РФ, разработанные Высшей школой экономики, утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, вступившие в силу с 1 марта 2022 года:

А) Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология.

Б) Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования.

В) Системы искусственного интеллекта. Типовые требования к контрольным выборкам исходных данных для испытания систем искусственного интеллекта в образовании.

  1. Отменить и (или) внести поправки в подзаконные акты, предполагающие массовую цифровизацию в сфере образования, как актов, не имеющих должного научного обоснования для реализации в образовательном процессе, в частности:

А) Признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» (вместе с «Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»);

Б) Исключить из Приказа Минцифры России от 18.11.2020 N 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» (вместе с «Методикой расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», «Методикой расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъекта Российской Федерации», «Методикой расчета показателя «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%», «Методикой расчета показателя «Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет», «Методикой расчета показателя «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий», «Методикой расчета показателя «Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий» на уровне субъектов Российской Федерации») следующие планы:

— о том, что «доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля» на платформе цифровой образовательной среды к 2030 году составит 100%» (п. 4.1. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления»; п. 4.1 Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления»; п. 4.1. Приложения  к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъекта Российской Федерации),

— о том, что «доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося»  к 2030 году составит 80% (п. 4.2 Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления»; п. 4.2. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.2. Приложения к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъекта Российской Федерации);

— о том, что «доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки» к 2030 году составит 70% (п. 4.5. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления»; п. 4.5. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.5. Приложения к Методике расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъекта Российской Федерации).

  1. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 г. N 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915» и исключить оценку деятельности чиновников в сфере образования в зависимости от уровня внедрения тех или иных технологий цифровизации образования.
  2. Отменить и прекратить внедрение «Паспорта стратегии «Цифровая трансформация образования», принятого группой «Национальная инновационная система», Стратегическое направление «Цифровая трансформация» (в 2021 г).
  3. Прекратить внедрение системы ПФДО (персонифицированное финансирование дополнительного образования) и обеспечить бесплатное дополнительное образование для детей в шаговой доступности от дома без ограничения количества посещаемых ими кружков (секций) и без принуждения к регистрации на электронных порталах как условии доступа детей к дополнительному образованию.

Ссылка на проект резолюции — https://katyusha.org/obrazovanie/proekt-rezolyuczii-vserossijskogo-roditelskogo-kongressa-1-iyunya-2022-goda.html

Организаторы приглашают высылать свои предложения на эл. почту roditelskij.congress@mail.ru

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Подборка статей по системе Развивающего Обучения