Накануне нового учебного года в Министерстве образования и науки Алтайского края состоялась рабочая встреча с представителями четырех общественных организаций, занимающихся вопросами семьи, детства, а также качества образования. Министерство образования представлял — директор краевого информационно-аналитического центра М. А. Рязанов. Одним из основных вопросов, которые обсуждались во время встречи, явился вопрос о процедуре и условиях реализации проекта ЦОС (цифровой образовательной среды) в образовательных учреждениях Алтайского края, о чем мы уже не раз писали на нашем сайте.
Дело в том, что вокруг Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 — 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды» развернулась бурная дискуссия во всех регионах страны. Очень серьезные претензии к планам по внедрению ЦОС высказали представители родительской общественности Алтайского края, которые дали интервью местным СМИ.
В беседе приняли участие председатель Алтайского краевого Совета родительской общественности А.А. Паутова; ответственный секретарь Алтайского отделения Национальной родительской ассоциации Т. Г. Соболева; руководитель «Алтайской инициативы за бесплатное образование» С.Ф. Васильев; председатель Алтайского отделения АРКС, координатор Алтайского отделения МОД «Межрегиональное родительское собрание», руководитель АКОО «Общественный родительский комитет» И. Ю. Шевченко и эксперт Фонда «Алтай-21 век» И.Н. Каланчина.
М.А. Рязанов в ходе встречи сообщил, что обсуждаемое Постановление имеет статус проекта, который еще будет пересматриваться и дорабатываться. На данный момент руководители профильных министерств в регионах обратились с просьбой к федеральным властям не заменять обычные формы обучения дистанционными. В случае нашего края – речь идет только о поставках в школы необходимого оборудования для обеспечения доступа к сети интернет. И только в случае острой необходимости, вызванной усугублением ситуации с распространением корона-вируса, может быть возобновлена дистанционная форма обучения, но только на условиях ее временного применения – в целях защиты здоровья и детей, и взрослых.
Т.Г. Соболева подчеркнула: «Цифровая образовательная среда должна стать опорой в образовательном процессе школьников и педагогов, но не подменять полностью традиционное образование. Традиционное образование, в нашем понимании, это когда педагог — это творческая личность, а не тьютор, и учащиеся используют в обучении учебники и тетради. Учебник, как и любая книга, позволяет системно воспринимать информацию. Возможности использования в обучении видео-экспериментов, дополнительных видео-лекций, раскрывающих предмет изучения, станут дополнительной мотивацией в изучении школьных предметов. Но постоянное использование в течение дня компьютера, электронных учебников, просмотра видео-уроков и т.п. негативно скажется на психологическом и физическом здоровье детей.»
С.Ф. Васильев выразил сомнение в том, насколько действительно четко чиновники системы образования представляют все возможные негативные последствия внедрения федерального проекта ЦОС. Но при этом Сергей Федорович высказал надежды на то, что в Министерство образования РФ со стороны региональных министерств поступят проработанные, соответствующие основам классической педагогики, предложения о том, как можно применять цифровые технологии в учебных заведениях без ущерба для здоровья детей и качества знаний.
И.Ю. Шевченко поделилась своим педагогическим опытом работы в вузе. Она предложила продумать детально правила работы в образовательных учреждениях, особенно в школах, с цифровыми технологиями – чтобы выделять четко пределенный лимит времени на каждом уроке и не выходить за его рамки.
А. А. Паутова сообщила, что разделяет тревоги родителей и учителей по поводу возможности тотального внедрения цифровых технологий в образовательную среду. Но по ее опыту многочисленных переговоров с руководством образования и других социальных ведомств в нашем крае, она нашла понимание того, что на первом месте должна стоять цель – сохранить здоровье учащихся, а также не подменять сложившиеся формы обучения цифровыми.
И.Н. Каланчина поделилась информацией о том, что в сегодня в мире существует масса исследований, которые подтверждают негативное влияние раннего использования детьми и подростками различных гаджетов, а также чрезмерного использования цифровых технологий в школах, колледжах и вузах. В частности, медики в Южной Корее зафиксировали появление нового расстройства здоровья, которое они назвали «цифровым слабоумием». Суть этого отклонения — в том, что слабоумие это не врожденное, а приобретенное – из-за постоянного использования компьютеров, планшетов и разных гаджетов детьми дома и в школе.
М.А. Рязанов сообщил, что сейчас дорабатывается портал образовательных услуг Алтайского края, где планируется размещать информацию по всем актуальным вопросам. И, подводя итоги встречи, Михаил Анатольевич заверил, что со своей стороны будет делать все возможное, чтобы не допустить полной подмены традиционного образования дистанционными образовательными технологиями и электронным обучением. Он составляет предложения руководству, чтобы максимально защитить интересы и учеников, и родителей и учителей при реализации подобных проектов. Также Михаил Анатольевич пригласил участников и в будущем продолжить взаимодействие и для следующей встречи составить список предложений, мнений, вопросов по данной проблеме и подготовить результаты научных исследований – чтобы довести их до руководства края.
И.Н. Каланчина: «Мы также очень надеемся, что сегодняшний конструктивный диалог явится позитивным примером и заложит добрую традицию в дальнейшем взаимодействии работников министерства образования и науки с эспертами, родителями и педагогами — по вопросам внедрения новых технологий и программ в учебные заведения. Понятно, что практически каждый гражданин страны является участником — в том или ином статусе — образовательного процесса. И поэтому все мы должны быть заинтересованы, чтобы сохранить и развить лучшие традиции отечественного образования и работать именно в этом направлении.»
И.Н. Каланчина.
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
О болонской системе и будущем отечественного образования (размышления преподавателя вуза)
Родительский конгресс вынес вердикт реформам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»
Манифест общественного движения «Родители Москвы»
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Подборка статей по системе Развивающего Обучения