Монография посвящена важнейшей проблеме актуализации потенциала личности в образовании. В книге исследуются причины усиления обезличивающих тенденций в современном обществе, одна из которых кроется в кардинальной смене мировоззренческой платформы в педагогических системах.
Автор анализирует такую современную кризисную тенденцию в образовании, как деперсонализация — вывод личности учителя из образовательного процесса и, как следствие, разрушение условий формирования личности ученика.
Тезис о деперсонализации образования вначале представляется не только спорным, но и парадоксальным. Действительно, во множестве книг, статей, выступлений мы читаем и слышим заявления о необходимости развития личностного подхода к учащемуся. Но не являются ли данные заявления просто красивыми декларациями, которые только в редких случаях подтверждаются реальными педагогическими практиками? Автор данной работы отвечает на этот вопрос однозначно утвердительно: личностный подход предполагает усиление, а не ослабление роли личности самого учителя.
Автор убедительно показывает, что нивелировка личностного начала в образовании происходит не только спонтанно (в силу каких-то социальных или иных причин), но является результатом внедрения двух парадигм, в корне противоречащих российской ментальности и отечественным традициям образования, – сциентистски-технократической и постмодернистской. На их основе сформировались два соответствующих направления в современной российской педагогике, которые с разных сторон ведут к одному и тому же печальному финалу: «размыванию» личности, превращению ее в объект всевозможных манипуляций.
Кроме анализа мировоззренческих оснований и социальных последствий деструктивных направлений, автор разработал и представил развернутую модель гуманистического социально-педагогического идеала, на основе которой наиболее полно реализуется как личность ученика, так и личность учителя.
Книга предназначена для специалистов в области философии образования, а также для всех интересующихся проблемами воспитания и развития личности.
Скачать книгу можно здесь — Kalanchina. Lichnost v Obrazovaniyi
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
О болонской системе и будущем отечественного образования (размышления преподавателя вуза)
Родительский конгресс вынес вердикт реформам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»
Манифест общественного движения «Родители Москвы»
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Подборка статей по системе Развивающего Обучения