Надо ли современным детям читать классическую литературу?

Все новые и новые авторы обращаются к этой теме. Одни настаивают на изгнании классики из школьных программ, — якобы, она непонятна современному ребенку. Другие говорят, что только классическая литература открывает перед нами мир и, главное, человека во всей его сложности и многогранности. Автор предлагаемой заметки (увы, снова безымянный) отстаивает последнюю позицию. И с ним трудно спорить. Ведь что такое классика? По самому своему определению – это произведения-образцы, произведения, имеющие непреходящую ценность. Так неужели надо довольствоваться второстепенным (а то и совсем никудышным), когда перед нами лучшее? Да, нужен душевный и интеллектуальный труд, чтобы понимать классику. Но ведь, как известно, только через труд и формируется личность.

Классическая русская литература насыщена словами и терминами, непонятными ребёнку, подростку, а зачастую и студенту. К примеру, в чём разница между бричкой и кибиткой, что это такое? Вместе с тем, это не повод в принципе отказаться от изучения произведений классической школьной программы. Для чего же всё это читать? Есть мнение, что читать и тем более изучать это не нужно – к чему разбираться в подвидах гужевого транспорта и проникаться душевными порывами лишних людей в эпоху победившего Аватара? Мнение – ошибочное, сейчас докажем.

Личный опыт.

В своё время, когда родители или бабушки читали нам Пушкина, Есенина и прочих авторов (эта парочка доминировала, но не подменяла остальных), мы прилежно приникали к ним, хотя не вникали, на кой чёрт оно нам сдалось.

Вероятно, тут крылась ошибка – не разъяснять детям, о чём речь. Ведь уже 30, 40, да и полвека назад не представляли себе облучок и не ведали, что салазки и санки — один предмет. Нынче первая версия слова незнакома даже перевалившим за второй десяток недорослям.

Важно ли понимать сложности речи? Поэзия не толковый словарь, её удел – привлекать лирикой и музыкальностью, и изобилующие трудностями перевода сказки многие дети легко учат наизусть.

А Лермонтов? Тургенев? Толстой? Достоевский? Чехов? История? Биология? Химия? Физика? Всюду непонятные и многосложные слова, всё нужно учить, некоторое и для взрослого человека остаётся непостижимой тайной – но ведь учим же? И многое оказывается полезным, захватывающим и волнующим воображение.

Сложности кибиткисалазкиноне и прочие странные слова не мешали изучению стихов Пушкина – учили и даже в определённой степени восхищались музыкальностью, сказки знали наизусть, хотя и там старинных слов порядком.

Классика сохраняет актуальность.

Изучение литературы важно и лучше всего заходит одновременно с историей. Это позволяет человеку обрести и прочувствовать связь с корнями, осознавать личную идентику. Читатель приходит к мысли, что не одинок, его переживания, эмоции и чувства уже были, проблемы повторяются из поколения в поколения, а главное – они решаемы, можно разобраться и выйти из трудного положения победителем.

Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество неизменно, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё уже сказано, уже написано.

Психоанализ поэтического дара Достоевского или акценты влияния жёлтого цвета на поступки его героев, алкогольные путешествия героев и авторов отечественного литературного мира – откладываем на потом, для изучения на литературоведческих факультетах или за книгами критиков.

Зачем нужна литература?

Ответ неоднозначен и сложен. Дисциплина нужна, чтобы:

  • Задать моральные ориентиры и дать флаги;
  • Снабдить надеждой и верой в собственных силах;
  • Расширить кругозор;
  • Воспитать разум и душу;
  • Определить базовые понятия о добре и зле, что друг без друга они не существуют.

Задача великих книг – прояснять жизнь. Литература служит лакмусом, позволяющим лучше осознать эпоху и выделить её базовые маркеры.

  • В начале XX века наступила великая смута – и в этот период не появилось ни одного полностью вменяемого автора.
  • Наступила хрущёвская оттепель – и появилось поколение фронтовых литераторов, зажегся талант Солженицына.
  • Пришёл застой – и буйные перестали быть в чести, их место заняли скучные производственные романы – просто в иной стилистике. А всё прочее было оттеснено на периферию, превратившись в маргинальное.

Литература отображает бытие, расцвет и распад, то, что свершалось и свершается на наших глазах не хуже учебника по истории. А то и лучше! Она вызывает эмоциональную встряску и желание разобраться с причинами и предпосылками.

Не стоит ограничиваться XX веком: аналогичные правила действовали и в XIX, и в XVIII столетии, и каждое даёт нам толику знаний, нужных для понимания и восприятия современности. Прежние идеи, поданные под новым соусом, торжествуют в мире и сегодня.

Меняется обстановка, но человек ищет правду, терзается над собственными грехами и несправедливостью мира, познаёт себя и других, оставаясь при этом тем же. Литература, подобно хорошему психологу, способствует наилучшему поиску корней, наблюдению за закономерностями и процессами.

Старый добрый «луч света в тёмном царстве» может быть обнаружен в любой семье или коллективе и сегодня.

А практическая польза есть?

Да, и она несомненна, ведь классическая литература может дать человеку то, что не под силу комиксам или книжкам в приключенческом жанре. Читая, человек учится:

  • Выражению собственных чувств в письменной и устной форме. И речь не об изложениях или сочинениях, но о колоссальном запасе лексических единиц, демонстрируемом прозаическими и поэтическими произведениями;
  • Пониманию, что ты не одинок, у людей могут быть такие же серьёзные проблемы, как у тебя, и они все равно с ними справятся;
  • Соотнесению персоналии и исторического процесса, познанию прошлого через источники, а не простое перечисление дат;
  • Обретению средства понимания выражения чувств, получения эмоционального диапазона чуть шире, чем у пустой консервной банки.

Этих причин достаточно, чтобы убедиться: письменное слово не утратило актуальности, даже переход от бумажных книг к цифровым носителям не способствует уходу в прошлое всего пласта русской литературы.

А как быть с непонятными словами? Купите словарь!

Источник: https://smapse.ru/zachem-studentam-klassicheskaya-literatura/

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения