Все новые и новые авторы обращаются к этой теме. Одни настаивают на изгнании классики из школьных программ, — якобы, она непонятна современному ребенку. Другие говорят, что только классическая литература открывает перед нами мир и, главное, человека во всей его сложности и многогранности. Автор предлагаемой заметки (увы, снова безымянный) отстаивает последнюю позицию. И с ним трудно спорить. Ведь что такое классика? По самому своему определению – это произведения-образцы, произведения, имеющие непреходящую ценность. Так неужели надо довольствоваться второстепенным (а то и совсем никудышным), когда перед нами лучшее? Да, нужен душевный и интеллектуальный труд, чтобы понимать классику. Но ведь, как известно, только через труд и формируется личность.
Классическая русская литература насыщена словами и терминами, непонятными ребёнку, подростку, а зачастую и студенту. К примеру, в чём разница между бричкой и кибиткой, что это такое? Вместе с тем, это не повод в принципе отказаться от изучения произведений классической школьной программы. Для чего же всё это читать? Есть мнение, что читать и тем более изучать это не нужно – к чему разбираться в подвидах гужевого транспорта и проникаться душевными порывами лишних людей в эпоху победившего Аватара? Мнение – ошибочное, сейчас докажем.
Личный опыт.
В своё время, когда родители или бабушки читали нам Пушкина, Есенина и прочих авторов (эта парочка доминировала, но не подменяла остальных), мы прилежно приникали к ним, хотя не вникали, на кой чёрт оно нам сдалось.
Вероятно, тут крылась ошибка – не разъяснять детям, о чём речь. Ведь уже 30, 40, да и полвека назад не представляли себе облучок и не ведали, что салазки и санки — один предмет. Нынче первая версия слова незнакома даже перевалившим за второй десяток недорослям.
Важно ли понимать сложности речи? Поэзия не толковый словарь, её удел – привлекать лирикой и музыкальностью, и изобилующие трудностями перевода сказки многие дети легко учат наизусть.
А Лермонтов? Тургенев? Толстой? Достоевский? Чехов? История? Биология? Химия? Физика? Всюду непонятные и многосложные слова, всё нужно учить, некоторое и для взрослого человека остаётся непостижимой тайной – но ведь учим же? И многое оказывается полезным, захватывающим и волнующим воображение.
Сложности кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова не мешали изучению стихов Пушкина – учили и даже в определённой степени восхищались музыкальностью, сказки знали наизусть, хотя и там старинных слов порядком.
Классика сохраняет актуальность.
Изучение литературы важно и лучше всего заходит одновременно с историей. Это позволяет человеку обрести и прочувствовать связь с корнями, осознавать личную идентику. Читатель приходит к мысли, что не одинок, его переживания, эмоции и чувства уже были, проблемы повторяются из поколения в поколения, а главное – они решаемы, можно разобраться и выйти из трудного положения победителем.
Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество неизменно, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё уже сказано, уже написано.
Психоанализ поэтического дара Достоевского или акценты влияния жёлтого цвета на поступки его героев, алкогольные путешествия героев и авторов отечественного литературного мира – откладываем на потом, для изучения на литературоведческих факультетах или за книгами критиков.
Зачем нужна литература?
Ответ неоднозначен и сложен. Дисциплина нужна, чтобы:
- Задать моральные ориентиры и дать флаги;
- Снабдить надеждой и верой в собственных силах;
- Расширить кругозор;
- Воспитать разум и душу;
- Определить базовые понятия о добре и зле, что друг без друга они не существуют.
Задача великих книг – прояснять жизнь. Литература служит лакмусом, позволяющим лучше осознать эпоху и выделить её базовые маркеры.
- В начале XX века наступила великая смута – и в этот период не появилось ни одного полностью вменяемого автора.
- Наступила хрущёвская оттепель – и появилось поколение фронтовых литераторов, зажегся талант Солженицына.
- Пришёл застой – и буйные перестали быть в чести, их место заняли скучные производственные романы – просто в иной стилистике. А всё прочее было оттеснено на периферию, превратившись в маргинальное.
Литература отображает бытие, расцвет и распад, то, что свершалось и свершается на наших глазах не хуже учебника по истории. А то и лучше! Она вызывает эмоциональную встряску и желание разобраться с причинами и предпосылками.
Не стоит ограничиваться XX веком: аналогичные правила действовали и в XIX, и в XVIII столетии, и каждое даёт нам толику знаний, нужных для понимания и восприятия современности. Прежние идеи, поданные под новым соусом, торжествуют в мире и сегодня.
Меняется обстановка, но человек ищет правду, терзается над собственными грехами и несправедливостью мира, познаёт себя и других, оставаясь при этом тем же. Литература, подобно хорошему психологу, способствует наилучшему поиску корней, наблюдению за закономерностями и процессами.
Старый добрый «луч света в тёмном царстве» может быть обнаружен в любой семье или коллективе и сегодня.
А практическая польза есть?
Да, и она несомненна, ведь классическая литература может дать человеку то, что не под силу комиксам или книжкам в приключенческом жанре. Читая, человек учится:
- Выражению собственных чувств в письменной и устной форме. И речь не об изложениях или сочинениях, но о колоссальном запасе лексических единиц, демонстрируемом прозаическими и поэтическими произведениями;
- Пониманию, что ты не одинок, у людей могут быть такие же серьёзные проблемы, как у тебя, и они все равно с ними справятся;
- Соотнесению персоналии и исторического процесса, познанию прошлого через источники, а не простое перечисление дат;
- Обретению средства понимания выражения чувств, получения эмоционального диапазона чуть шире, чем у пустой консервной банки.
Этих причин достаточно, чтобы убедиться: письменное слово не утратило актуальности, даже переход от бумажных книг к цифровым носителям не способствует уходу в прошлое всего пласта русской литературы.
А как быть с непонятными словами? Купите словарь!
Источник: https://smapse.ru/zachem-studentam-klassicheskaya-literatura/
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть
На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»
Манифест общественного движения «Родители Москвы»
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения