«Рожденные в СССР» или ошибки советского воспитания, которые психологически травмировали

Еще одна дискуссия по поводу СССР – о воспитании в то время. Статья написана  психологом, а после статьи – мы приводим несколько комментариев читателей. Они настолько точные, на наш взгляд, что даже не требуют добавлений. И, конечно, дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии.

Меня зовут Елена, я практикующий психолог. Чаще всего ко мне обращаются люди, рожденные в 70х-80х годах прошлого века. В процессе работы мы так или иначе затрагиваем тему детства и обнаруживаем там достаточно много травматичного материала. Со временем я заметила, что у всех этих детских травм и историй есть нечто общее. Эти люди жили в Советском Союзе, а тогда воспитывали не только родители, но и государство.

Какие же воспитательные моменты могли так ранить ребенка, росшего в СССР?

Воспитание стыдом. Воистину стыд был одним из главнейших инструментов по выращиванию «Человека». К нему прибегали и родители, и учителя, и даже друзья/одноклассники. И ладно бы стыдили за действительно серьезный проступок, так нет же. Этот способ использовали при любом удобном случае, чтобы управлять поведением ребенка.

Люди, которым сейчас далеко за тридцать, до сих пор вспоминают свой ужас и позор, когда за какую-то провинность в дет. саду их ставили на подоконник. Голыми. Чтобы не только вся группа видела, но и прохожие на улице. Что происходит с ребёнком в этот момент? Ему очень страшно, он чувствует себя униженным и беззащитным. Больше всего на свете он хочет провалиться сквозь землю.

И самое интересное, что от подобных представлений травмировался не только наказанный ребенок, но и те дети, которые это наблюдали.

Почему-то считалось, что если стыдить и унижать ребенка, то он вырастет прекрасным человеком и полезным членом общества. На самом же деле из-за переживаемых эмоций познавательные и мыслительные процессы ребенка блокируются, поэтому вряд ли он сможет извлечь урок из этой ситуации.

Такой ребенок вырастает с ощущением, что он ужасно плохой и нет ему места в обществе.

Воспитание насилием. В СССР было не особо важно, чего там ребенок хочет. Партия сказала надо…

Я слышала немало историй от клиентов о том, как их наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется. Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой.

К счастью, рукоприкладство познали далеко не все дети СССР, но с психологическим насилием знаком, пожалуй, каждый ребенок. Тогда же были весьма популярны принципы «Не можешь – научим, не хочешь – заставим» и «Нет слова «не хочу», есть слово «надо»». Однажды мне написала женщина за пятьдесят и рассказала, что она всю жизнь жила для кого-то (для детей, для мужа, для партии), а теперь осталась одна и совершенно не знает для чего ей жить. Пока она занималась чужими делами, своя-то жизнь прошла, а в ней ничего — ни радости, ни фундамента. У нее состояние, близкое к депрессии и совсем-совсем невеселые мысли.

А еще у меня внутри все переворачивается, когда я слышу истории из того же детского сада (будь он неладен) про «не выйдешь из-за стола, пока не доешь». Помните такое? Все ушли гулять или на тихий час, а ребенок сидит над своей тарелкой и поливает ее крокодильими слезами. Некоторые воспитатели как будто соревновались за право самого жестокого садиста — они вываливали содержимое тарелки со вторым в суп, да еще и сверху приправляли компотом. И заставляли есть.

У ребенка рвотный рефлекс, но это никого не волнует. Ведь он должен, у них, мол, режим и распорядок. В СССР обычным явлением было то, что насилие пряталось под высокими идеалами, а дисциплина была дороже человеческого достоинства. И таких примеров масса.

Не было эмоциональной связи с ребенком. Если рядом не было бабушек, готовых сидеть с малолетними детьми, то детей очень рано отдавали в ясли и сад. А, как я уже писала в других статьях, первые годы жизни необычайно важны для формирования здоровой привязанности. Да и вообще, именно в этот период закладывается фундамент личности ребенка. Часто из-за отсутствия рядом надежной фигуры заботящегося взрослого, советские дети получали травмы развития (или т.н. инфантильные травмы), которые и догоняют потом людей во взрослой жизни.

Да и в целом нередки случаи, когда к детям относились весьма функционально. Выполнил обязанности, принес пятерку — молодец. Не выполнил и не принес — накажут.

Тут не до сантиментов. С одной стороны, родители были заняты выживанием. А с другой — у них самих полно травм и совсем нет ресурса, чтобы строить с ребенком эмоционально теплые близкие отношения. Но ребенку от этого не легче.

Да и вообще, эмоции были как будто под замком. Их нельзя было сильно проявлять: ни радоваться, ни грустить. А некоторые чувства были и вовсе запрещены. Например, за проявление зависти, обиды или гнева могло и прилететь. Ну, а про то, что плакать не стоит, особенно мальчикам — нам с вами хорошо известно.

Но ведь эти чувства не выжечь каленым железом, от них невозможно отказаться усилием воли. И уж если поймал себя на том, что их чувствуешь, то остается только ненавидеть себя за слабость.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/life_miracle/rojdennye-v-sssr-ili-oshibki-sovetskogo-vospitaniia-kotorye-psihologicheski-travmirovali-607370617257160495ec14d9?&utm_campaign=dbr

Комментарии (сразу отметим, что таких комментариев, где читатели не поддерживают автора, —  большинство, и они получили тысячи лайков)

***

Автор, Ваша ошибка в том, что вы процент ваших пациентов, родом из СССР, не учитываете. Возможно их всего 20%. А остальные 80%, которые к вам не приходят с такими жалобами, — были всем довольны. Поэтому выдавать все это за повсеместные факты — необъективно. Мне 42 года, но я впервые слышу про стриптиз на подоконнике в детсаде в виде наказания! И, судя по другим комментам, не одна я удивлена. Возможно, сей факт и был рассказан кем-то, про какого-то идиота воспитателя, но не надо это возводить в » ПРАВИЛО» советских садиков.

Посмотрим лет через 20, какой процент и с какими жалобами будут приходить к вам на прием. Уверена что клиентура увеличиться в десятки раз. И травмы там будут похлеще.

Я СССР только благодарна за свое детство. Негатива в воспоминаниях не осталось, только тёплые воспоминания.

***

Прочитав Вашу статью, любой молодой человек придет в неописуемый ужас.

Я росла в СССР. Ходила в школу и детский сад, была в пионерском лагере. И нигде не видела физического насилия. Психологическое давление оказывалось. В школе. Так это была английская специализированная школа, одна из лучших в городе. Нас муштровали и наша «3» была «5» в обычной школе. Но я очень благодарна нашему учителю английского, которая преподавала безупречный «оксфордский» английский, без которого мне сейчас в нашей жизни, наполненной «русглишем», было бы трудновато.

Вы описываете частные случае, а садисты были, есть и будут во все времена.

Достаточно вспомнить как тяжело приходилось выпускницам Смольного института благородных девиц (моя прапрабабушка была «смолянкой» и писала о «строгости», проявляемой по отношению к девушкам воспитателями и преподавателями). Наказывали голодом и холодом. Не все выживали! А пуританское воспитание в английских элитных учебных заведениях в 20 веке? Они не имеют отношение к СССР. Почитайте мировую классику, вспомните Джейн Эйр.

В царские времена в любом учебном заведении применялись телесные наказания. И на розги в России 19 века не принято было жаловаться.

Но время шло, менялись нравы, и в Советском Союзе это уже считалось зверством!

А вот за детей, вверенных учителям и воспитателям, в советское время люди несли серьезную ответственность. И из пионерских лагерей родители в конце смены или лета получали загорелых и окрепших детей, которых хорошо кормили и все лето развлекали во всевозможных секциях и кружках!

И на улице ребенку не страшно было «потеряться»- любой взрослый всегда помог бы. А сейчас ребенка не то, что в лагерь, на улицу одного страшно отпустить, т.к. до него никому нет дела в случае опасности!

***

Вся статья — сплошная логическая ошибка. Прежде всего, в советском садике воспитывался человек для жизни в социалистическом советском строе. Рассматривать такое воспитание с позиции современного капиталистического общества как минимум некорректно. Это два слишком разных мира. Ранее обществу был нужен строитель коммунизма, отзывчивый, трудолюбивый, нравственный и готовый на подвиг. Сейчас нужен тупой, капризный и эгоистичный потребитель, поклоняющийся золотому тельцу и поддерживающий империю капитализма. Во-вторых, перечисленные издевательства в детском саду были не массовым явлением, а скорее исключением из правил. Количество идиотов в сфере образования не зависит от государственной идеологии, их достаточно и в современных реалиях. Третий момент про отсутствие эмоциональной связи с детьми. Откуда такие статистические выкладки? Наводит на мысль о личном опыте.

***

Все перечисленные неадекватные методы воспитания: унижение, подавление и прочее … имеют место в любом обществе, так как придурки- воспитатели есть и были везде. Несчастные, с искалеченной психикой дети, к сожалению, есть во всех странах. В средние века в Италии насильственно кастрировали мальчиков, чтобы пели. А в наше время в Европе католические священники насилуют детей. Воспитывают, внушая понятия «родитель N1» и «родитель N2», а не мать и отец. В СССР были недостатки, кто-то вероятно, страдал, как и везде в мире, но это не было массовым явлением. И не надо лгать.

***

Процесс воспитания Личности очень сложный! Но в Союзе хотя бы были ценности, духовность и культура. Потому что была идеология, общественное превыше личного. Сейчас это кажется нелепым, но тогда на это имелись причины. Например, вы говорите, что плохо слово Надо.

  1. Итак, НАДО!

Интересно, а как бы войну выиграть и потом страну поднимать из руин, в Космос лететь, людей учить и лечить, если б не надо? Сейчас бы сказали «не хочу, вот ещё жизнь свою губить… Буду блогером, лишь бы не работать».

И, по-вашему, это правильно? Сейчас времена эгоизма и эгоцентризма. Никто никому не нужен. Время покажет лучше это или хуже.

  1. СТЫД — это качество, отличающее нас от животных. Только Человек наделён разумом и осознает, что допустимо, а что нет. Впрочем, сейчас все стерто, стыда нет вовсе, как и совести. Я не говорю, что ставить голышом перед группой правильно, это садизм. Но вы-то критикуете само понятие стыда, — а это говорит о вашем недалёком уме, простите. Стыд призван оберегать людей от девиантного поведения. Вспомните про то, откуда пошло это понятие. Лично у меня волосы дыбом от повсеместной порнографии с экрана… Им бы лечиться, но им не стыдно… Потому что отсутствует само это понятие.
  2. НАСИЛИЕ.

Столько беспризорных детей и маугли, а также подвергшихся насилию, не было никогда, как в наши дни! Это именно следствие отсутствия морали. Лица, взращённые без понимания об ответственности, бросают своих детей на произвол судьбы.

У меня двое детей. И моя основная задача—  вырастить их ответственными, разумными и духовными. Но это все сложней и сложней в этом агрессивно тупом мире.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения