«Ключ без права передачи» — почему Марина плохой учитель?

И те, кто рос в «застойные» времена, и те, кто родился позже, но интересуется советскими фильмами, — помнят знаменитый фильм о школе «Ключ без права передачи».  В свое время он вызывал у многих лишь позитивные реакции, особенно по отношению к молодым и «неформально» ведущим себя учителям. Тогда это было ново – и завораживало своей новизной. Но так ли все гладко? Автор заметки (которую мы приводим с небольшими сокращениями) предлагает свою позицию, и, что показательно – большинство комментаторов ее поддерживает. Как и мы сами. Тема очень актуальна именно сегодня – в связи с проблемами и современной школы, и образования, и воспитания в целом.

 В 1970-х годах было так много хороших, притом – острых фильмов о школе, что я очень хотела поскорее вырасти и влиться в школьные ряды. К слову, учёба впоследствии меня не разочаровала… Одна из моих читательниц предложила мне разобрать «Ключ без права передачи», где мы видим привычную для позднесоветского искусства картину — учительница-новатор противостоит косному и «пресному» коллективу, причём директор — вовсе не на стороне своих «тётушек». Кирилл Алексеевич одобряет молодую-дерзкую?

Однако тут всё сложнее. Тогда сей типаж был моден – привлекательная и говорливая дама-гуманитарий дружит со своими учениками, задаёт им странные сочинения, водит на экскурсии, но при том – в личной жизни у неё какие-то сложности и даже провалы. Такова Надя Шевелёва с её гитарой, долгоиграющим «старо-девичеством» и «побегом» к доктору Лукашину; из той же когорты милая Танечка в драме «Вам и не снилось». Не мымры и не грымзы. Хорошенькие и — учат думать. Марина Максимовна в исполнении Елены Прокловой — точное попадание в тренд.

Интересно, что ей противопоставлена скучная «химоза» Эмма Павловна, которую блистательно сыграла Лидия Федосеева-Шукшина (она же мама Ромы Лавочкина в «Вам и не снилось»!)

В детстве и юности мне нравилась эта Мариночка Максимовна, эффектная в своих скромных, учительских вещах, мать-одиночка, тянущая свой нелёгкий воз. Молодая Проклова не может не завораживать, равно как эти уроки, где говорят «о высоком», а не трындят по программе.

Сейчас я бы не сказала, что эта леди-педагог, хвастающаяся, что дети вручили ей «ключ» от своих сердец, мне симпатична. Потому что она – коварный деспот.

Безусловно, антипод-химоза — вообще халтурщица и базарная мадам (беспроигрышное сочетание для отрицательной героини). Однако, противопоставление Эммы Павловны и Мариночки – это выбор меж двух зол.

По факту Марина Максимовна, у которой нет полноценной семьи, «утаскивает» школьников в свой пустоватый мир. Одна из девочек сбегает со своего дня рождения, куда папа-мама пригласили взрослых коллег, …домой к учительнице. Там — весело, тусовка, разговоры. Марина заполняет собственные прорехи с помощью квартирников-посиделок — при свечах. Со временем у таких учительниц-подружек утрачивается чувство реальности, и они становятся, как… юродивая Елена Сергеевна (которая «дорогая») – неслучайно Эльдар Рязанов позвал на эту роль Марину Неёлову, одну из очаровательных актрис 1970-х.

Конечно, мнения могут быть различными – кому-то больше нравится учитель, натаскивающий для сдачи экзаменов, а кому-то – задающий сочинение на тему «О чём бы я спросил Фёдора Достоевского?» (например).

Но лучше, когда всё в меру, а ученики остаются именно учениками, а не приятелями, с которыми поются песни Окуджавы, развалившись на диване. Марина Максимовна, как педагог, нулевая – просто пока она красива и полна идей, детки смотрят с обожанием, но через 5-7 лет итог будет печален – придёт поколение циников, и оно скушает Мариночку безо всякого сожаления.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/kliuch-bez-prava-peredachi-pochemu-marina-plohoi-uchitel-61fc147917733941566b1d22?&utm_campaign=dbr&

***

Выдержки из комментариев читателей:

…Марина Максимовна по возрасту недалеко от своих учеников. Говорильня на уроках, резкое послабление дисциплины, дозволенность пуще прежней училки, дистанция условна, почти сведена на нет — всё это знакомо и по своим школьным годам…

…Я смотрела фильм, была в возрасте тех самых школьников. И меня почему-то напрягала Марина Максимовна. Вот вроде бы положительный персонаж, а положительного отношения у меня не вызывал. Потом поняла. не может быть положительный персонаж таким высокомерным, полностью уверенным в своей правоте. Не может он грубить окружающим, считать себя выше всех. У нее мало опыта. И учительского, и житейского. Так что нечего так гордиться.

…Давно смотрела этот фильм. Мне не понравилось, что молодая учительница стала обсуждать свою старшую коллегу. Она узнаёт, что в классе героиню Л.Федосеевой прозвали Голгофой. И с лёгкой усмешечкой спрашивает — За что вы её так, бедную? — То есть, поощряя своей интонацией учеников к дальнейшим обсуждениям.

Есть такое понятие, как цеховая этика. Похоже, молодая учительница с ней незнакома. А если знакома, то нарушает намеренно, зарабатывая себе дешёвый авторитет у школьников.

…Не должно быть настолько неформального общения между школьным учителем и учениками, дистанция обязательна по той простой причине, что школьники — и старшеклассники в том числе, пока ещё дети и взрослый человек должен постоянно делать поправку на это обстоятельство в общении. Если ученики вхожи в дом, знакомы со всеми нюансами жизни преподавателя, то делать поправки и сохранять дистанцию просто невозможно, кроме того, держать свой дом открытым для всех учеников без исключения нереально, неизбежно появляется круг избранных, а это разрушает нормальные отношения между детьми в классе.

Интересно, а если бы в одной школе работало две-три таких Марины Максимовны? Можно и мужчину представить, пол не важен, главное — взгляд на взаимоотношения между учениками и педагогом, подход к преподаванию. Они бы начали друг друга есть как скорпионы в одной банке или сплотились бы? Трое новаторов и у каждого ключ от души ребёнка. Субординация побоку, что хотят родители — пофигу, на коллег плевать с высокой горы самолюбования.

Таких педагогов я боюсь даже с точки зрения гипотетического ученика. Они не свободе учат, а противопоставлению себя всему, причём противопоставление директивно, что тоже несвобода.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения