И те, кто рос в «застойные» времена, и те, кто родился позже, но интересуется советскими фильмами, — помнят знаменитый фильм о школе «Ключ без права передачи». В свое время он вызывал у многих лишь позитивные реакции, особенно по отношению к молодым и «неформально» ведущим себя учителям. Тогда это было ново – и завораживало своей новизной. Но так ли все гладко? Автор заметки (которую мы приводим с небольшими сокращениями) предлагает свою позицию, и, что показательно – большинство комментаторов ее поддерживает. Как и мы сами. Тема очень актуальна именно сегодня – в связи с проблемами и современной школы, и образования, и воспитания в целом.
В 1970-х годах было так много хороших, притом – острых фильмов о школе, что я очень хотела поскорее вырасти и влиться в школьные ряды. К слову, учёба впоследствии меня не разочаровала… Одна из моих читательниц предложила мне разобрать «Ключ без права передачи», где мы видим привычную для позднесоветского искусства картину — учительница-новатор противостоит косному и «пресному» коллективу, причём директор — вовсе не на стороне своих «тётушек». Кирилл Алексеевич одобряет молодую-дерзкую?
Однако тут всё сложнее. Тогда сей типаж был моден – привлекательная и говорливая дама-гуманитарий дружит со своими учениками, задаёт им странные сочинения, водит на экскурсии, но при том – в личной жизни у неё какие-то сложности и даже провалы. Такова Надя Шевелёва с её гитарой, долгоиграющим «старо-девичеством» и «побегом» к доктору Лукашину; из той же когорты милая Танечка в драме «Вам и не снилось». Не мымры и не грымзы. Хорошенькие и — учат думать. Марина Максимовна в исполнении Елены Прокловой — точное попадание в тренд.
Интересно, что ей противопоставлена скучная «химоза» Эмма Павловна, которую блистательно сыграла Лидия Федосеева-Шукшина (она же мама Ромы Лавочкина в «Вам и не снилось»!)
В детстве и юности мне нравилась эта Мариночка Максимовна, эффектная в своих скромных, учительских вещах, мать-одиночка, тянущая свой нелёгкий воз. Молодая Проклова не может не завораживать, равно как эти уроки, где говорят «о высоком», а не трындят по программе.
Сейчас я бы не сказала, что эта леди-педагог, хвастающаяся, что дети вручили ей «ключ» от своих сердец, мне симпатична. Потому что она – коварный деспот.
Безусловно, антипод-химоза — вообще халтурщица и базарная мадам (беспроигрышное сочетание для отрицательной героини). Однако, противопоставление Эммы Павловны и Мариночки – это выбор меж двух зол.
По факту Марина Максимовна, у которой нет полноценной семьи, «утаскивает» школьников в свой пустоватый мир. Одна из девочек сбегает со своего дня рождения, куда папа-мама пригласили взрослых коллег, …домой к учительнице. Там — весело, тусовка, разговоры. Марина заполняет собственные прорехи с помощью квартирников-посиделок — при свечах. Со временем у таких учительниц-подружек утрачивается чувство реальности, и они становятся, как… юродивая Елена Сергеевна (которая «дорогая») – неслучайно Эльдар Рязанов позвал на эту роль Марину Неёлову, одну из очаровательных актрис 1970-х.
Конечно, мнения могут быть различными – кому-то больше нравится учитель, натаскивающий для сдачи экзаменов, а кому-то – задающий сочинение на тему «О чём бы я спросил Фёдора Достоевского?» (например).
Но лучше, когда всё в меру, а ученики остаются именно учениками, а не приятелями, с которыми поются песни Окуджавы, развалившись на диване. Марина Максимовна, как педагог, нулевая – просто пока она красива и полна идей, детки смотрят с обожанием, но через 5-7 лет итог будет печален – придёт поколение циников, и оно скушает Мариночку безо всякого сожаления.
***
Выдержки из комментариев читателей:
…Марина Максимовна по возрасту недалеко от своих учеников. Говорильня на уроках, резкое послабление дисциплины, дозволенность пуще прежней училки, дистанция условна, почти сведена на нет — всё это знакомо и по своим школьным годам…
…Я смотрела фильм, была в возрасте тех самых школьников. И меня почему-то напрягала Марина Максимовна. Вот вроде бы положительный персонаж, а положительного отношения у меня не вызывал. Потом поняла. не может быть положительный персонаж таким высокомерным, полностью уверенным в своей правоте. Не может он грубить окружающим, считать себя выше всех. У нее мало опыта. И учительского, и житейского. Так что нечего так гордиться.
…Давно смотрела этот фильм. Мне не понравилось, что молодая учительница стала обсуждать свою старшую коллегу. Она узнаёт, что в классе героиню Л.Федосеевой прозвали Голгофой. И с лёгкой усмешечкой спрашивает — За что вы её так, бедную? — То есть, поощряя своей интонацией учеников к дальнейшим обсуждениям.
Есть такое понятие, как цеховая этика. Похоже, молодая учительница с ней незнакома. А если знакома, то нарушает намеренно, зарабатывая себе дешёвый авторитет у школьников.
…Не должно быть настолько неформального общения между школьным учителем и учениками, дистанция обязательна по той простой причине, что школьники — и старшеклассники в том числе, пока ещё дети и взрослый человек должен постоянно делать поправку на это обстоятельство в общении. Если ученики вхожи в дом, знакомы со всеми нюансами жизни преподавателя, то делать поправки и сохранять дистанцию просто невозможно, кроме того, держать свой дом открытым для всех учеников без исключения нереально, неизбежно появляется круг избранных, а это разрушает нормальные отношения между детьми в классе.
Интересно, а если бы в одной школе работало две-три таких Марины Максимовны? Можно и мужчину представить, пол не важен, главное — взгляд на взаимоотношения между учениками и педагогом, подход к преподаванию. Они бы начали друг друга есть как скорпионы в одной банке или сплотились бы? Трое новаторов и у каждого ключ от души ребёнка. Субординация побоку, что хотят родители — пофигу, на коллег плевать с высокой горы самолюбования.
Таких педагогов я боюсь даже с точки зрения гипотетического ученика. Они не свободе учат, а противопоставлению себя всему, причём противопоставление директивно, что тоже несвобода.
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть
На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»
Манифест общественного движения «Родители Москвы»
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения
Подборка статей по системе Развивающего Обучения