Возможно, читатели знакомы с интеллектуальным интернет-клубом «Улица правды». Цель клуба вполне здравая: «привлечь ведущих экономистов страны к разработке и обсуждению альтернативных и нелиберальных моделей российской и мировой экономики» (https://rusnext.ru/recent_opinions/1567533708), хотя отметим, что подобные модели, по сведениям наших знакомых экономистов, уже давно были разработаны – в том числе, российскими учеными. Разработаны, но, как всегда, не востребованы.
Но это отдельный вопрос. Здесь же мы хотели обратить внимание на то, что организаторы далеко выходят за пределы своих целей. В частности, нас заинтересовало заседание клуба под названием «Новые гуманитарные технологии профилактики и решения межэтнических конфликтов». Заседание изначально было посвящено Украине. И вопрос стоял прямо: что нам делать, — в будущем, когда, надеемся, конфликт разрешится, — чтобы предотвратить его повторение, нормализовать отношения между народами? В качестве докладчика был приглашен доктор психологических наук А.В. Сухарев. Но Украины он коснулся лишь в конце. Его выступление было посвящено более фундаментальной проблеме воспитания.
Один из интересных выводов ученого, основанный на целом ряде экспериментальных данных, звучал так: огромную роль в воспитании ребенка – и, в первую очередь, формирования чуткости, способности к эмпатии и к состраданию — играют образы родной природы, заложенные в детстве. Именно образы, сказочные, мифологические, где все природное одушевляется и персонифицируется. Ведь в сказках с героем говорит и речка, и дерево, и птица; они просят им помочь – и в ответ помогают сами. Именно это, согласно выводам А.В. Сухарева, формирует начальную нравственную основу у ребенка.
Отсутствие же такой эмоционально-нравственной «подкладки», напротив, стимулирует склонность к нетерпимости, агрессии, насилию. Что мы и видим, к сожалению, в реакции огромного числа людей во всем мире в связи с украинским конфликтом – начиная от властей и заканчивая рядовыми гражданами. Когда главным становится «кто — кого?» и забываются вечные ценности: мир, согласие, взаимопомощь.
Конечно, в выступлении А.В. Сухарева есть еще целый ряд интересных выводов. Например, о том, что крайне опасны попытки опережающего – по сравнению с эмоционально-нравственной сферой — развития интеллекта у ребенка; что сегодня, увы, популярно. И много других, которые можно услышать в предлагаемом выступлении А.В. Сухарева.
Правда, отметим в качестве недостатка некоторую сумбурность выступления и определенный «популизм». Похоже, что уважаемый ученый перегнул палку в своем стремлении не слишком «засушить» доклад. В итоге это не прибавило живости, а скорее внесло некоторый хаос. Но все это, в конечном итоге, искупается интересным содержанием.
Вот ссылка на это заседание: https://youtu.be/6rO4vxruAYA
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть
На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»
Манифест общественного движения «Родители Москвы»
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения