Образы родной природы, усвоенные с детства, формируют чуткость и сострадание

Возможно, читатели знакомы с интеллектуальным интернет-клубом «Улица правды». Цель клуба вполне здравая: «привлечь ведущих экономистов страны к разработке и обсуждению альтернативных и нелиберальных моделей российской и мировой экономики» (https://rusnext.ru/recent_opinions/1567533708), хотя отметим, что подобные модели, по сведениям наших знакомых экономистов,  уже давно были разработаны – в том числе, российскими учеными. Разработаны, но, как всегда, не востребованы. 

Но это отдельный вопрос. Здесь же мы хотели обратить внимание на то, что организаторы далеко выходят за пределы своих целей. В частности, нас заинтересовало заседание клуба под названием «Новые гуманитарные технологии профилактики и решения межэтнических конфликтов». Заседание изначально было посвящено Украине. И вопрос стоял прямо: что нам делать, — в будущем, когда, надеемся, конфликт разрешится, — чтобы предотвратить  его повторение, нормализовать отношения между народами? В качестве докладчика был приглашен доктор психологических наук А.В. Сухарев.  Но Украины он коснулся лишь в конце. Его выступление было посвящено более фундаментальной проблеме воспитания.

Один из интересных выводов ученого, основанный на целом ряде экспериментальных данных, звучал так: огромную роль в воспитании ребенка – и, в первую очередь, формирования чуткости, способности к эмпатии и к состраданию  — играют образы родной природы, заложенные в детстве. Именно образы, сказочные, мифологические, где все природное одушевляется и персонифицируется. Ведь в сказках с героем говорит и речка, и дерево, и птица; они просят им помочь – и в ответ помогают сами. Именно это, согласно выводам А.В. Сухарева,  формирует начальную нравственную основу у ребенка.

Отсутствие же такой эмоционально-нравственной «подкладки», напротив, стимулирует склонность к нетерпимости, агрессии, насилию. Что мы и видим, к сожалению, в реакции огромного числа людей во всем мире в связи с украинским конфликтом – начиная от властей и заканчивая рядовыми гражданами. Когда главным становится «кто — кого?» и забываются вечные ценности: мир, согласие, взаимопомощь.

Конечно, в выступлении   А.В. Сухарева есть еще целый ряд интересных выводов. Например, о том, что крайне опасны попытки  опережающего – по сравнению с эмоционально-нравственной сферой — развития интеллекта у ребенка; что сегодня, увы, популярно.  И много других, которые можно услышать в предлагаемом выступлении А.В. Сухарева.

Правда, отметим в качестве недостатка некоторую сумбурность выступления и определенный «популизм». Похоже, что уважаемый ученый перегнул палку в своем стремлении не слишком «засушить» доклад. В итоге это не прибавило живости, а скорее внесло некоторый хаос. Но все это, в конечном итоге, искупается интересным содержанием.

Вот ссылка на это заседание: https://youtu.be/6rO4vxruAYA

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

На портале ИА «Аврора» открыли рубрику «Родительский час»

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Язык и воспитание

Оппозиционная грамматика

Отпадение от языка

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»

Манифест общественного движения «Родители Москвы»

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения